Лестница Якова

  • Язык:
    Русский
  • Издательство
    ООО «ИТ»
  • Год издания:
    2018
  • Возраст
    18+
  • Артикул:
    12812
Купить книгу:
0 - хотят прочитать|0 - прочитали
  • Автор:
    Людмила Улицкая
  • Язык:
    Русский
  • Издательство
    ООО «ИТ»
  • Год издания:
    2018
  • Возраст
    18+
  • Артикул:
    12812
  • Произведений: 8
Все книги автора: 8
Просулшать фрагмент аудиокниги
Лестница Якова
Цитаты из книги: 10
Внимание! Цитаты могут содержать спойлеры...
Любить и одновременно уважать друг друга - согласись - очень редкая и счастливая комбинация.
Я никогда в жизни не скучаю, кроме тех вечеров, когда я прихожу веселиться.
Писателя формируют либо жизнь + книги, либо только книги, но никогда только жизнь без книг...
и вся культура ее происходила из этих двух сотен книг, подобранных как на необитаемый остров, испещренных мелкими карандашными заметочками на полях. От Библии до Фрейда.
— Хорошо, Нора! Очень хорошо. Делаем! Я только не понял, что это за лестница Иакова, о которой ты говорила? Нора взглянула на Берга с удивлением: — Как что? Сон патриарха Иакова возле Вефи­ля. Ему приснилась лестница, по ней ангелы снуют вверх-вниз, а c самого верха лестницы Господь Бог ему говорит что-то типа — вот ты…
Теперь напишу о том, что интересует тебя больше всего, о женском вопросе. Как и надо было предполагать, волнует это меня чрезвычайно. 2½ года женитьбы ко многому приучили мужское тело. Это не страдание и совсем не боль, но маленькое непрерывное неудобство, немного его, но всю психику ведет на поводу, а это самое плохое.…
Неужели все зло, которое мы совершаем, не растворяется во времени и висит над каждым следующим младенцем, выныривающим из этой реки?
Нет ничего труднее искренности
Шум как суррогат веселья. Чем громче, тем веселее.
Он такой – таланта в нем больше, чем ума!
Показать еще
Рецензии читателей: 30
Гость
Всего рецензий: 1
22.09.2021 20:53
Да уж, не думала...

Да уж, не думала я, что книга, которая показалась на первый взгляд про культуру-искусство, обернётся темой тюрьмы. Ни одна хорошая и крепкая семья распалась на этой почве. Осуждать никого не буду, но меня поразило, что Яков умудрялся Марусе высылать какие-то деньги. Мне казалось, что всегда было так, что всё на женщине – посылки, передачи, денежные переводы. Переписка эта постоянная, длящаяся годами... А ведь ещё и детей надо воспитывать-поднимать и самой вкалывать за двоих. Вот и получается, что сидит не один зэка, сидит вся его семья.А вообще, кроме тюрьмы в книге поднимается ещё одна крамольная тема — наркомания. Да и суть эмигрантской жизни автор правильно уловил:Решила прочитать сейчас критиков. Некоторые считают, что в романе слишком много всего «понамешано»... И это хорошо! Значит есть и счастливые семьи, не познавшие горя тюрьмы, войны, рака, наркомании/алкоголизма, эмиграции и адюльтеров. И пусть таких семей будет побольше.Прочитано в рамках игры «KillWish»

Да уж, не думала я, что книга, которая показалась на первый взгляд про культуру-искусство, обернётся темой тюрьмы. Ни одна хорошая и крепкая семья распалась на этой почве. Осуждать никого не буду, но меня поразило, что Яков умудрялся Марусе высылать какие-то деньги. Мне казалось, что всегда было так, что всё на женщине – посылки, передачи, денежные переводы. Переписка эта постоянная, длящаяся годами... А ведь ещё и детей надо воспитывать-поднимать и самой вкалывать за двоих. Вот и получается, что сидит не один зэка, сидит вся его семья.А вообще, кроме тюрьмы в книге поднимается ещё одна крамольная тема — наркомания. Да и суть эмигрантской жизни автор правильно уловил:Решила прочитать сейчас критиков. Некоторые считают, что в романе слишком много всего «понамешано»... И это хорошо! Значит есть и счастливые семьи, не познавшие горя тюрьмы, войны, рака, наркомании/алкоголизма, эмиграции и адюльтеров. И пусть таких семей будет побольше.Прочитано в рамках игры «KillWish»

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 2
22.09.2021 20:53
Мне понравилась эта книга,...

Мне понравилась эта книга, более того сподвигла меня прочитать еще 2 книги рассказы Лескова, и Кукольный дом Ибсена. Если честно я прониклась душой к письмам главных героев, причем письма Якова мне были по душе. Мне подумалось, как бы я хотела такого себе мужа или отца, может быть друга, который ни минуты не тратит на пустые дела, изучает языки, читает много интересных книг, анализирует, создает свои книги. Читая его письма, сложилось мнение об очень добром и умном человеке, который любит свою семью и без остатка отдает себя познанию мира, людей. Ему интересно все.  В книге 2 времени прошлое и настоящее, но мне больше понравилось, прошлое, такой тонкий и изысканный слог Якова, дает советы своей чопорной жене, наставляет своего сына и все это через письма, заботится о своих родных и переживает за них. Что не скажешь о письмах его супруги Марии, рубит как рубанком, упрекает, постоянно в чем-то подозревает, мне кажется она его даже не любила. Сын отказался от отца, чтобы пойти по карьерной летнице. Основная тема это, то что нацию евреи бесконечно преследуют и устраивают гонения. Эту книгу я начинала читать 2 раза, на второй раз книга просто покорила меня. Спасибо, автору, что расскрыл тайны своей семьи, и в книге дал четко понять, что меняется время, обстоятельства, и безвольный человек будет подчинятся этому времени, а человек развитый, умный, будет всегда свободен, если даже находится в тюремном заключении или ссылке. Потому что есть рядом умные люди и книги, ноты, музыкалный инструмент, блокнот куда можно записать свои мысли, и конечно же письма своим родным и близким.

Мне понравилась эта книга, более того сподвигла меня прочитать еще 2 книги рассказы Лескова, и Кукольный дом Ибсена. Если честно я прониклась душой к письмам главных героев, причем письма Якова мне были по душе. Мне подумалось, как бы я хотела такого себе мужа или отца, может быть друга, который ни минуты не тратит на пустые дела, изучает языки, читает много интересных книг, анализирует, создает свои книги. Читая его письма, сложилось мнение об очень добром и умном человеке, который любит свою семью и без остатка отдает себя познанию мира, людей. Ему интересно все.  В книге 2 времени прошлое и настоящее, но мне больше понравилось, прошлое, такой тонкий и изысканный слог Якова, дает советы своей чопорной жене, наставляет своего сына и все это через письма, заботится о своих родных и переживает за них. Что не скажешь о письмах его супруги Марии, рубит как рубанком, упрекает, постоянно в чем-то подозревает, мне кажется она его даже не любила. Сын отказался от отца, чтобы пойти по карьерной летнице. Основная тема это, то что нацию евреи бесконечно преследуют и устраивают гонения. Эту книгу я начинала читать 2 раза, на второй раз книга просто покорила меня. Спасибо, автору, что расскрыл тайны своей семьи, и в книге дал четко понять, что меняется время, обстоятельства, и безвольный человек будет подчинятся этому времени, а человек развитый, умный, будет всегда свободен, если даже находится в тюремном заключении или ссылке. Потому что есть рядом умные люди и книги, ноты, музыкалный инструмент, блокнот куда можно записать свои мысли, и конечно же письма своим родным и близким.

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 3
22.09.2021 20:53
Я мечтала бы найти...

Я мечтала бы найти что-то вроде сундучка с письмами, но не смогу.О многочисленном семействе и жизни во время войны и в послевоенные годы я знаю только из рассказов бабушки, которые даже в моей памяти уже блекнут, а в ее памяти уже давно превратились в труху старческой деменции. И спросить не у кого.Найдёшь такой сундучок и открываются  все тайны. А иногда нужно дочитать все письма, чтобы открылось главное.Во многом поучительная семейная сага. Такая простая жизнь, но одновременно сложная. Тяжело писать на неё отзыв, она такая большая во всех смыслах, боишься упустить даже маленький кусочек. Она о любви, семье, заботе, даже на расстоянии, просто про поддержку словом, когда ничего не остаётся. Ведь можно защищать не только физически, но и ограждая от настоящих испытаний пусть даже ценою в собственную жизнь.Люблю семейные саги. Это долго, многогранно, хитро сплетено. Довольно сложно удержать интерес читателя до конца, и вполне можно насытиться стилем автором, дать ему раскрыться многогранно. И убедительно удаётся Людмиле Яковлевне. Прекрасная семейная хроника, местами смешная, местами слезная, в конце вообще так пробило 

Я мечтала бы найти что-то вроде сундучка с письмами, но не смогу.О многочисленном семействе и жизни во время войны и в послевоенные годы я знаю только из рассказов бабушки, которые даже в моей памяти уже блекнут, а в ее памяти уже давно превратились в труху старческой деменции. И спросить не у кого.Найдёшь такой сундучок и открываются  все тайны. А иногда нужно дочитать все письма, чтобы открылось главное.Во многом поучительная семейная сага. Такая простая жизнь, но одновременно сложная. Тяжело писать на неё отзыв, она такая большая во всех смыслах, боишься упустить даже маленький кусочек. Она о любви, семье, заботе, даже на расстоянии, просто про поддержку словом, когда ничего не остаётся. Ведь можно защищать не только физически, но и ограждая от настоящих испытаний пусть даже ценою в собственную жизнь.Люблю семейные саги. Это долго, многогранно, хитро сплетено. Довольно сложно удержать интерес читателя до конца, и вполне можно насытиться стилем автором, дать ему раскрыться многогранно. И убедительно удаётся Людмиле Яковлевне. Прекрасная семейная хроника, местами смешная, местами слезная, в конце вообще так пробило 

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 4
22.09.2021 20:53
Как всем известно, лестница...

Как всем известно, лестница Иакова – библейский символ связи между Землей и Небесами. Небо начинается на Земле, в Семье, ибо по легенде Иаков должен был создать собственную семью, научиться управлять собственным домом. А что такое семья, если она не основана на единстве духа, веры, надежды и любви? Вот об этом роман-притча Л.Е. Улицкой. Об этом. Но и том, как падаем мы с лестницы, как хранимы ангелами, как бесконечно близки к тем далеким, которые ушли из этой жизни, но, несомненно живут в нас, в нашем обличии (Серые глаза как у Маруси, тяжелые скулы, как у меня, – думал Яков, глядя на внучку); в наших болезнях (экзема у Якова, Норы, Юрика и нового Якова, родившегося через сто лет после первого); в музыкальных, художественных, театральных пристрастиях… как будто, и они передаются бесконечными аллелями наших ДНК. Свобода и любовь, возможность раскрыть талант, откуда-то возникающие идеи и интуитивные находки –не тот ли это потенциал, который копят, собирают, записывают как отдельные строки в тетрадки (сжигаемые врагами или истлевшие от времени) деды и прадеды, а он «выстреливает» в третьем (четвертом, пятом и т.д.) поколении. Может невозможность реализовать желаемое, когда вот уже виден финал творения (диссертация Якова, его труда по демографии; неудачи Маруси в театральной и педагогической деятельности), есть возвещение «еще не окрепшим о хрупкости Его человечности»… И сколько поколений будет «подниматься после падения», крепнуть, любить, проявлять предначертанное? Не знаю. Но ясно точно – Будут. Ведь наш мир – огромное информационно-энергетическое поле, созданное Творцом, каждое открытие уже предначертано и нам остается лишь проявить осознанную нами часть божественного текста. Вот таким мне прочитался этот роман Улицкой. Хотя в нем яркой линией проходит тема загубленных тоталитарным режимом людей; громко звучат «еврейские голоса»; распахнуты двери театра, глубоко описано таинство рождения спектаклей. Очень импонируют естественно-научные философствования автора. По крайней мере именно они позволяют мне идентифицировать автора. И хотя книгу я буквально проглотила по скорости чтения и заинтересованности сюжетом, очень мешало и раздражало сходство с текстами Д. Рубиной. И стиль, и обсуждаемые темы, даже порой мелкие детали. Прочитала недавно трилогию «Русская канарейка», в «Лестнице Якова» поражалась числу схожих не просто тем, а даже мелких деталей. Что это «конкуренция» или «синхронизация»?

Как всем известно, лестница Иакова – библейский символ связи между Землей и Небесами. Небо начинается на Земле, в Семье, ибо по легенде Иаков должен был создать собственную семью, научиться управлять собственным домом. А что такое семья, если она не основана на единстве духа, веры, надежды и любви? Вот об этом роман-притча Л.Е. Улицкой. Об этом. Но и том, как падаем мы с лестницы, как хранимы ангелами, как бесконечно близки к тем далеким, которые ушли из этой жизни, но, несомненно живут в нас, в нашем обличии (Серые глаза как у Маруси, тяжелые скулы, как у меня, – думал Яков, глядя на внучку); в наших болезнях (экзема у Якова, Норы, Юрика и нового Якова, родившегося через сто лет после первого); в музыкальных, художественных, театральных пристрастиях… как будто, и они передаются бесконечными аллелями наших ДНК. Свобода и любовь, возможность раскрыть талант, откуда-то возникающие идеи и интуитивные находки –не тот ли это потенциал, который копят, собирают, записывают как отдельные строки в тетрадки (сжигаемые врагами или истлевшие от времени) деды и прадеды, а он «выстреливает» в третьем (четвертом, пятом и т.д.) поколении. Может невозможность реализовать желаемое, когда вот уже виден финал творения (диссертация Якова, его труда по демографии; неудачи Маруси в театральной и педагогической деятельности), есть возвещение «еще не окрепшим о хрупкости Его человечности»… И сколько поколений будет «подниматься после падения», крепнуть, любить, проявлять предначертанное? Не знаю. Но ясно точно – Будут. Ведь наш мир – огромное информационно-энергетическое поле, созданное Творцом, каждое открытие уже предначертано и нам остается лишь проявить осознанную нами часть божественного текста. Вот таким мне прочитался этот роман Улицкой. Хотя в нем яркой линией проходит тема загубленных тоталитарным режимом людей; громко звучат «еврейские голоса»; распахнуты двери театра, глубоко описано таинство рождения спектаклей. Очень импонируют естественно-научные философствования автора. По крайней мере именно они позволяют мне идентифицировать автора. И хотя книгу я буквально проглотила по скорости чтения и заинтересованности сюжетом, очень мешало и раздражало сходство с текстами Д. Рубиной. И стиль, и обсуждаемые темы, даже порой мелкие детали. Прочитала недавно трилогию «Русская канарейка», в «Лестнице Якова» поражалась числу схожих не просто тем, а даже мелких деталей. Что это «конкуренция» или «синхронизация»?

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 5
22.09.2021 20:53
Первое знакомство с творчеством...

Первое знакомство с творчеством Л. Улицкой состоялось в начале двухтысячных с романа «Казус Кукоцкого». Воспоминания об этой книге уже постёрлись, но, по всей видимости, особого восторга не было, потому что к другим её произведениям я не прикасалась до этого года. Начала со сборника рассказов «Сквозная линия» о женских судьбах, о лжи и правде. Произвел впечатление последний рассказ «Второе лицо», когда герой выбирает из многочисленных родственников достойного наследника своему богатству. Улицкая читается легко, но после прочтения остается какая-то грусть. Её новый роман «Лестница Якова» - семьсотстраничная семейная сага, шесть поколений с 1905 по 2011. В центре повествования судьбы Якова и Марии (их история знакомства, переписка, которая могла бы быть чуть короче) и их внучки Норы, театрального художника, талантливой и неординарной личности. В аннотации заявлено, что это роман-притча. Скажу честно, не знаю, в чем суть и назидание, но видимо ответ в цитате из книги: «Надо откапывать смысл. Часто приходится откапывать его не в предложенном тексте, а в самом себе». Нора забирает к себе после смерти бабушки старый сундучок со старыми бумагами, среди которых и письма Якова к Марии. Любовь бабушки и деда, сначала счастливая и безоблачная, имеет трагичный финал. Многочисленные ссылки, потом лагерь, предательство сына и самой Маруси не сломили этого увлеченного искусством и наукой человека. Личная жизнь Норы так же не складывается: легкомысленный брак с Витей-аутистом (гением-математиком), любовная связь с женатым Тенгизом, который исчезает и появляется, когда захочет, «случайное» рождение сына Юрика от мужа и его воспитание и много еще чего. Рассказ ведется спокойно и размеренно, без динамики и экшена, от этого оно немного утомительно. Интересно, поучительно, но затянуто, несмотря на перипетии. И в конце на первый план выходит еврейская тема и главная мысль: еврей – высшая форма человека. Познавательными нахожу те сцены романа, где обсуждаются режиссерские замыслы постановки спектаклей, хочется перечитать Чехова, Шекспира и по-новому взглянуть на пьесы!

Первое знакомство с творчеством Л. Улицкой состоялось в начале двухтысячных с романа «Казус Кукоцкого». Воспоминания об этой книге уже постёрлись, но, по всей видимости, особого восторга не было, потому что к другим её произведениям я не прикасалась до этого года. Начала со сборника рассказов «Сквозная линия» о женских судьбах, о лжи и правде. Произвел впечатление последний рассказ «Второе лицо», когда герой выбирает из многочисленных родственников достойного наследника своему богатству. Улицкая читается легко, но после прочтения остается какая-то грусть. Её новый роман «Лестница Якова» - семьсотстраничная семейная сага, шесть поколений с 1905 по 2011. В центре повествования судьбы Якова и Марии (их история знакомства, переписка, которая могла бы быть чуть короче) и их внучки Норы, театрального художника, талантливой и неординарной личности. В аннотации заявлено, что это роман-притча. Скажу честно, не знаю, в чем суть и назидание, но видимо ответ в цитате из книги: «Надо откапывать смысл. Часто приходится откапывать его не в предложенном тексте, а в самом себе». Нора забирает к себе после смерти бабушки старый сундучок со старыми бумагами, среди которых и письма Якова к Марии. Любовь бабушки и деда, сначала счастливая и безоблачная, имеет трагичный финал. Многочисленные ссылки, потом лагерь, предательство сына и самой Маруси не сломили этого увлеченного искусством и наукой человека. Личная жизнь Норы так же не складывается: легкомысленный брак с Витей-аутистом (гением-математиком), любовная связь с женатым Тенгизом, который исчезает и появляется, когда захочет, «случайное» рождение сына Юрика от мужа и его воспитание и много еще чего. Рассказ ведется спокойно и размеренно, без динамики и экшена, от этого оно немного утомительно. Интересно, поучительно, но затянуто, несмотря на перипетии. И в конце на первый план выходит еврейская тема и главная мысль: еврей – высшая форма человека. Познавательными нахожу те сцены романа, где обсуждаются режиссерские замыслы постановки спектаклей, хочется перечитать Чехова, Шекспира и по-новому взглянуть на пьесы!

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 6
22.09.2021 20:53
В каком-то смысле монументальная...

В каком-то смысле монументальная книга. В ней есть очень многое из того, что я не люблю читать, но все вместе это очень органично и написано с искренностью, а это всегда подкупает. Да и книга для меня не типичная. Пока слушала книгу я все никак не могла решить, а как же и что о ней рассказать и когда почти в финале услышала одно предложение, я поняла, что лучше и не придумаешь:

В каком-то смысле монументальная книга. В ней есть очень многое из того, что я не люблю читать, но все вместе это очень органично и написано с искренностью, а это всегда подкупает. Да и книга для меня не типичная. Пока слушала книгу я все никак не могла решить, а как же и что о ней рассказать и когда почти в финале услышала одно предложение, я поняла, что лучше и не придумаешь:

События не линейные, одна глава с настоящего (от какого момента мы стартуем, 1975 год) и о своей жизни нам рассказывает Нора и глава с прошлого ее семьи, в начале 20 века, чаще всего в письмах и так мы узнаем историю нескольких поколений семьи. Книга не маленькая, событий много, здесь и личные проблемы, драмы, разводы, измены, большая любовь и все это во время, когда в странах менялась власть, когда за то, что человек родился не в бедной семье, знает языки, любит музыку его отправили в ссылку, а он все признал, лишь бы не трогали его семью. И если 80% книги я слушала спокойно и с интересом, то концовка далась мне трудно, а ведь она не печальная...Все таки, большинство персонажей мне импонировали, одна Маруся, любимая жена того самого Якова мне совсем не понравилась и я ее не поняла и даже она мне противна. В других же персонажей можно найти множество пороков, но в то же время, я не хочу их судить и я понимаю их действия. Наверное, самым любимым персонажем стал Яков и Тенгиз понравился (интересный мужчина). А вообще, пойду еще подумаю об этой книге, ведь здесь столько всего...

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 7
22.09.2021 20:53
Есть книги, их очень...

Есть книги, их очень много. А есть КНИГИ, их мало. Все, что я напишу - будет банально, по сравнению с текстом романа. Пожалуй, эта книга не перебьёт мою любовь к \"Зеленому шатру\" и \"Даниэлю Штайну, переводчику\", но дополнит ее и усилит.

Есть книги, их очень много. А есть КНИГИ, их мало. Все, что я напишу - будет банально, по сравнению с текстом романа. Пожалуй, эта книга не перебьёт мою любовь к \"Зеленому шатру\" и \"Даниэлю Штайну, переводчику\", но дополнит ее и усилит.

История семьи на фоне событий 20 века, рассказанная Людмилой Улицкой. История, основанная на личном архиве автора, содержащем более 500 писем и дневниковые записи, дополненная вымышленными персонажами.

Мы читали с моим папой почти параллельно. Папа постарше автора и о том, что происходит в романе, знает не понаслышке. Папа спросил меня: кто мне нравится в романе больше всего? Яков. Конечно, Яков. И автор.

И вот я снова думаю. Почему следующие поколения всегда мельче выглядят на фоне поколения своих дедушек и бабушек? Им поменьше досталось? Попроще им было? Или все-таки люди как-то проще живут, героизма поменьше, приспосабливаются получше.

И вот чего не хватило мне в романе. Любви. Представляете? Мне - и любви. Так много там было нелюбви, не безразличия, не равнодушия, а именно нелюбви. Я, конечно, буду ещё возвращаться к этому тексту. И искать в нем хороших героев и любовь.

Походила, подумала и дописываю. Мой дед, на фото, был репрессирован и расстрелян. Как главный герой Яков. Как миллионы других умнейших, талантливейших людей Советского союза разного возраста. Моя бабушка, которая растила одна двоих детей и ждала ареста. Потом была война. Потом их снова сажали и расстреливали. Выкосили нацию. Уничтожили генофонд. Поэтому, наверное, мало среди нас героев, но достойные и порядочные ещё есть.

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 8
22.09.2021 20:53
Я редко читаю русское....

Я редко читаю русское. И даже когда читаю, из морока-тумана современной российской прозы для меня выплывает не так уж много имен. Одно из них – Людмила Улицкая. Не скажу, что я поклонница ее книг, бегущая за каждым свеженаписанным романом, но, читая их, я переживаю своеобразную эмоциональную общность, некоторое сродство с сюжетами и персонажами, в чем-то даже узнаю себя в них, поэтому для меня читать их – все равно что смотреть на собственную фотографию, но вглядываясь не столько в себя, сколько в то, что виднеется за спиной - эпоху, жизнь, других людей, вещи, события. Наверное, для некоторых книг должно прийти свое время, их нет смысла читать между делом или второпях, они требуют к себе даже не внимания, а тихого погружения. Они как бы сами выбирают для себя время. Так меня выбрала «Памяти памяти», и так же получилось, что «Лестница Якова» выбрала вот это мое лето (может быть, потому что они чем-то похожи). А я выбрала время для размышлений по поводу прочитанного из Улицкой. И вот что получилось.Улицкая узнаваема – по простому интеллигентному стилю письма, по судьбам героев, по реалиям советского времени, по своему желанию отразить в книгах нечто бестелесное, уходящее, но незабываемое, памятное. «Лестница Якова» - не исключение: это роман, основанный на письмах, воскрешающих жизнь одного человека с пометками доставшегося ему хронотопа, и попытках поймать в далеких отголосках, все, что стало на ее веку.Улицкая атмосферна: ее тексты легко воссоздают дух времени - пыль дорог, воздух городов, затхлость подъездов, запахи квартир, мебели, книг. Открываешь книгу и… шагаешь в другое – хорошо знакомое ей - измерение жизни, переходишь от эпизода к эпизоду и в буквальном смысле слова дышишь временем.Улицкая вещна – вещи в ее книгах не только демонстрируют свою материальную природу и эстетику, они говорят с тобой, рассказывают истории, любят или не любят тебя. Это редко бывают новые вещи, скорее, это вещи с историей, в которых застыли звуки прошлых разговоров, прикосновения рук, отголоски старых песен и стихов. Вот и здесь – ивовый сундучок с клопами, письмами и воспоминаниями. Хочется посмотреть на фотографию Якова, дотронуться до него, посмотреть в глаза, а вот от Маруси с ее танцами, сестричками-фребеличками и марксизмом хочется отшатнуться и уйти.Улицкая ностальгична – даже если ты не жил в описываемые ею времена, они вызывают легкое сожаление, что тебя там не было и нет. В ее Москву хочется вернуться, в ее старых домах хочется немного побыть и окунуться во что-то не такое суетное и озабоченное, не такое беспокойно-нервное, как сейчас. Кажется, что там все как-то иначе, хотя ее герои и сюжеты живут такой же жизнью, что и сегодняшние родственники, любовники и сослуживцы. Тем не менее в жизни ее героев, как бы что ни складывалось, есть гармоничная размеренность: все всегда вовремя, все на своих местах, всему свой час, каждому – свое. Живут - ассертивно, думают - много, чувствуют – подлинно, уходят – легко. Сегодня таких людей уже почти не осталось. Улицкая философична - и пусть это всего лишь простая житейская философия, сквозь нее просвечивает усталая мудрость, может быть, даже и не мудрость в возрастно-пафосном смысле этого слова, а умудренность, сочувствующая толерантность и стремление принять и признать за человеком любой выбранный им вариант жизни, в какие бы житейские дебри это его ни завело. Витя, Юрик, Гриша, Амалия и уж тем более Генрих способны вызвать раздражение и приступы нетерпимости у читателя, но не у Норы, Марты, Тенгиза, Туси, не у автора, и тем самым в «Лестнице…» все уравновешивается.Улицкая естественна - не исконно-посконной отечественностью или бытовой натуралистичностью коммуналки, а своей внутренней конгруэнтностью времени и месту, в котором живет и/или о котором пишет. Текст читается, как «течет река-Волга издалека долго». Я догадывалась, но только в самом конце убедилась, что текст автобиографичен – не в прямом, а в ментальном смысле слова – он духовно преемственен.Улицкая музыкальна – по-своему, конечно. Когда-то я читала, что нотные партитуры Баха можно читать не только как музыкальные тексты, но и как тексты молитв. В ее текстах, разумеется, звучит музыка – Глинка, Рахманинов, Скрябин, джаз, грузинские песнопения, но и сами они, если представить, что они превращаются в музыку, будут звучать для меня, как популярные советские песни, льющиеся из каждой «радиоточки» в далеком детстве. «Лестница Якова» была для меня чем-то вроде музыки И. Дунаевского к старым фильмам - светлой, несмотря на ссылки Якова, болезни, утраты и невзгоды других героев.Улицкая печальна – той особой печалью, которую с полным правом можно именовать мировой скорбью. Но, может быть, у нее просто болит душа за весь уходящий, низвергающийся во время, никому не оставляющий ни малейшей иллюзии и надежды мир.Улицкая личностна и лична – она оставляет на всем написанном печать собственных личностных смыслов, сквозящих между строк и в каком-то плане живущих своей жизнью, поверх текста, который сам по себе довольно прост. Я с трудом представляю себе ее автором развлекательной литературы, но легко – собеседником «за жизнь».Улицкая своевременна – не вневременна, как классика, не актуальна, как модные новинки, а именно своевременна. Ты просто обнаруживаешь себя в моменте, когда хочешь почитать Улицкую. Берешь и читаешь, и в это время кажется, что всё – вещи, люди, события – становится на свои места – туда, где им и надлежит быть именно здесь-и-теперь. Ее книги не взбаламучивают тебя, не выводят из себя, не дразнят адреналином и не смущают сопливой романтикой, а… устаканивают, увещевают, уговаривают и в конечном итоге успокаивают. Это как помолиться, чтобы разобраться и смириться.Я не жалею, что прочитала «Лестницу Якова», но думаю, что это все же не моя литература. Я нахожу это процессуальным, но не результативным чтением, и отклик в моем сердце скорее созерцательный и наблюдательный, чем сопереживающий. Так, с легкой ноткой ностальгии, ходят в музеи советского искусства или на выставки фотографий из серии «Born in USSR» или «Страна, которую мы потеряли».

Я редко читаю русское. И даже когда читаю, из морока-тумана современной российской прозы для меня выплывает не так уж много имен. Одно из них – Людмила Улицкая. Не скажу, что я поклонница ее книг, бегущая за каждым свеженаписанным романом, но, читая их, я переживаю своеобразную эмоциональную общность, некоторое сродство с сюжетами и персонажами, в чем-то даже узнаю себя в них, поэтому для меня читать их – все равно что смотреть на собственную фотографию, но вглядываясь не столько в себя, сколько в то, что виднеется за спиной - эпоху, жизнь, других людей, вещи, события. Наверное, для некоторых книг должно прийти свое время, их нет смысла читать между делом или второпях, они требуют к себе даже не внимания, а тихого погружения. Они как бы сами выбирают для себя время. Так меня выбрала «Памяти памяти», и так же получилось, что «Лестница Якова» выбрала вот это мое лето (может быть, потому что они чем-то похожи). А я выбрала время для размышлений по поводу прочитанного из Улицкой. И вот что получилось.Улицкая узнаваема – по простому интеллигентному стилю письма, по судьбам героев, по реалиям советского времени, по своему желанию отразить в книгах нечто бестелесное, уходящее, но незабываемое, памятное. «Лестница Якова» - не исключение: это роман, основанный на письмах, воскрешающих жизнь одного человека с пометками доставшегося ему хронотопа, и попытках поймать в далеких отголосках, все, что стало на ее веку.Улицкая атмосферна: ее тексты легко воссоздают дух времени - пыль дорог, воздух городов, затхлость подъездов, запахи квартир, мебели, книг. Открываешь книгу и… шагаешь в другое – хорошо знакомое ей - измерение жизни, переходишь от эпизода к эпизоду и в буквальном смысле слова дышишь временем.Улицкая вещна – вещи в ее книгах не только демонстрируют свою материальную природу и эстетику, они говорят с тобой, рассказывают истории, любят или не любят тебя. Это редко бывают новые вещи, скорее, это вещи с историей, в которых застыли звуки прошлых разговоров, прикосновения рук, отголоски старых песен и стихов. Вот и здесь – ивовый сундучок с клопами, письмами и воспоминаниями. Хочется посмотреть на фотографию Якова, дотронуться до него, посмотреть в глаза, а вот от Маруси с ее танцами, сестричками-фребеличками и марксизмом хочется отшатнуться и уйти.Улицкая ностальгична – даже если ты не жил в описываемые ею времена, они вызывают легкое сожаление, что тебя там не было и нет. В ее Москву хочется вернуться, в ее старых домах хочется немного побыть и окунуться во что-то не такое суетное и озабоченное, не такое беспокойно-нервное, как сейчас. Кажется, что там все как-то иначе, хотя ее герои и сюжеты живут такой же жизнью, что и сегодняшние родственники, любовники и сослуживцы. Тем не менее в жизни ее героев, как бы что ни складывалось, есть гармоничная размеренность: все всегда вовремя, все на своих местах, всему свой час, каждому – свое. Живут - ассертивно, думают - много, чувствуют – подлинно, уходят – легко. Сегодня таких людей уже почти не осталось. Улицкая философична - и пусть это всего лишь простая житейская философия, сквозь нее просвечивает усталая мудрость, может быть, даже и не мудрость в возрастно-пафосном смысле этого слова, а умудренность, сочувствующая толерантность и стремление принять и признать за человеком любой выбранный им вариант жизни, в какие бы житейские дебри это его ни завело. Витя, Юрик, Гриша, Амалия и уж тем более Генрих способны вызвать раздражение и приступы нетерпимости у читателя, но не у Норы, Марты, Тенгиза, Туси, не у автора, и тем самым в «Лестнице…» все уравновешивается.Улицкая естественна - не исконно-посконной отечественностью или бытовой натуралистичностью коммуналки, а своей внутренней конгруэнтностью времени и месту, в котором живет и/или о котором пишет. Текст читается, как «течет река-Волга издалека долго». Я догадывалась, но только в самом конце убедилась, что текст автобиографичен – не в прямом, а в ментальном смысле слова – он духовно преемственен.Улицкая музыкальна – по-своему, конечно. Когда-то я читала, что нотные партитуры Баха можно читать не только как музыкальные тексты, но и как тексты молитв. В ее текстах, разумеется, звучит музыка – Глинка, Рахманинов, Скрябин, джаз, грузинские песнопения, но и сами они, если представить, что они превращаются в музыку, будут звучать для меня, как популярные советские песни, льющиеся из каждой «радиоточки» в далеком детстве. «Лестница Якова» была для меня чем-то вроде музыки И. Дунаевского к старым фильмам - светлой, несмотря на ссылки Якова, болезни, утраты и невзгоды других героев.Улицкая печальна – той особой печалью, которую с полным правом можно именовать мировой скорбью. Но, может быть, у нее просто болит душа за весь уходящий, низвергающийся во время, никому не оставляющий ни малейшей иллюзии и надежды мир.Улицкая личностна и лична – она оставляет на всем написанном печать собственных личностных смыслов, сквозящих между строк и в каком-то плане живущих своей жизнью, поверх текста, который сам по себе довольно прост. Я с трудом представляю себе ее автором развлекательной литературы, но легко – собеседником «за жизнь».Улицкая своевременна – не вневременна, как классика, не актуальна, как модные новинки, а именно своевременна. Ты просто обнаруживаешь себя в моменте, когда хочешь почитать Улицкую. Берешь и читаешь, и в это время кажется, что всё – вещи, люди, события – становится на свои места – туда, где им и надлежит быть именно здесь-и-теперь. Ее книги не взбаламучивают тебя, не выводят из себя, не дразнят адреналином и не смущают сопливой романтикой, а… устаканивают, увещевают, уговаривают и в конечном итоге успокаивают. Это как помолиться, чтобы разобраться и смириться.Я не жалею, что прочитала «Лестницу Якова», но думаю, что это все же не моя литература. Я нахожу это процессуальным, но не результативным чтением, и отклик в моем сердце скорее созерцательный и наблюдательный, чем сопереживающий. Так, с легкой ноткой ностальгии, ходят в музеи советского искусства или на выставки фотографий из серии «Born in USSR» или «Страна, которую мы потеряли».

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 9
22.09.2021 20:53
Есть книги, которые лучше...

Есть книги, которые лучше читать в молодости - позже они просто не зайдут. А есть книги, которые требуют зрелости и багажа лет за плечами. Вот именно к таким я и отношу \"Лестницу Якова\". Книга задела за живое, многие мысли созвучны моим, а где-то я прямо увидела себя.

Есть книги, которые лучше читать в молодости - позже они просто не зайдут. А есть книги, которые требуют зрелости и багажа лет за плечами. Вот именно к таким я и отношу \"Лестницу Якова\". Книга задела за живое, многие мысли созвучны моим, а где-то я прямо увидела себя.

Прочитала на одном дыхании, так как я вообще люблю семейные саги с их разворачивающимися сюжетными линиями нескольких поколений; а стиль повествования, при котором время развивается не линейно, и прошлое и будущее постоянно переплетаются, мне особо импонирует. Героев в книге много, и все они по-своему интересны, но линия Якова поразила прямо в самое сердце, особенно его письма, пронзительные до слез. От восторгов и мечтаний юности через непростую жизнь, полную лишений и потерь, к финалу, о котором в начале жизни точно не мечталось, но при этом на протяжении всей жизни сохраняя внутренний стержень, живой ум и стремление созидать. И несмотря на то, что на протяжении повествования многие герои перешли в вечность, я почувствовала умиротворенность, перевернув последнюю страницу, потому что \"всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни...\" (Книги Экклезиаста)

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 10
22.09.2021 20:53
Удивительно описана и раскрыта...

Удивительно описана и раскрыта внешняя и внутренняя жизнь персонажей. Почему-то сейчас в суете мегаполиса, вечном бегстве что-то увидеть, что-то новое потребить я полностью забыла, что что-то сам значу в этом мире, что-то вечное могу воспроизвести. Часто слышу рассуждения в стиле \"какой род я могу поддержать? я же не царь, не знать! Такие как я плодятся только для появления новых налогоплательщиков. Незачем мне иметь детей.\" А произведение тихо и просто рассказывает,что у каждого человека богатая и длинная история из страданий, радостей, умностей, глупостей, но твоя реальная история! Твоего, может и не царского, но рода. Ты весь состоишь из частичек своих родителей, дедов и прадедов.

Удивительно описана и раскрыта внешняя и внутренняя жизнь персонажей. Почему-то сейчас в суете мегаполиса, вечном бегстве что-то увидеть, что-то новое потребить я полностью забыла, что что-то сам значу в этом мире, что-то вечное могу воспроизвести. Часто слышу рассуждения в стиле \"какой род я могу поддержать? я же не царь, не знать! Такие как я плодятся только для появления новых налогоплательщиков. Незачем мне иметь детей.\" А произведение тихо и просто рассказывает,что у каждого человека богатая и длинная история из страданий, радостей, умностей, глупостей, но твоя реальная история! Твоего, может и не царского, но рода. Ты весь состоишь из частичек своих родителей, дедов и прадедов.

Вроде банальные вещи про продолжение рода и свою значимость в жизни человечества, но для меня эта тема всплыла заново и в новом свете.

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 11
22.09.2021 20:53
Я давно и трепетно...

Я давно и трепетно люблю произведения Людмилы  Улицкой. Она событие в русской современной прозе. Книга получила премию Большой книги. И совершенно заслужено, на мой взгляд. История семьи просто поглотила меня. Переплетение судеб династии семьи. Паралельно рассказывают несколько историй одной семьи во времени. Я не люблю пересказывать сюжет. История поколений, царское время, революция, ссылки,  лагерь, война, смерть Сталина, советская эпоха 1960-2010 гг но это идёт все декорацией к главному - расскажу о жизни, любви, разочарованиям нескольким поколений одной семьи. Щемящее чувство при прочтении, горечь от потерь, несправедливости, предательств самых близких,  счастье и радость от достижений и побед. К прочтению обязательно, это Литература!

Я давно и трепетно люблю произведения Людмилы  Улицкой. Она событие в русской современной прозе. Книга получила премию Большой книги. И совершенно заслужено, на мой взгляд. История семьи просто поглотила меня. Переплетение судеб династии семьи. Паралельно рассказывают несколько историй одной семьи во времени. Я не люблю пересказывать сюжет. История поколений, царское время, революция, ссылки,  лагерь, война, смерть Сталина, советская эпоха 1960-2010 гг но это идёт все декорацией к главному - расскажу о жизни, любви, разочарованиям нескольким поколений одной семьи. Щемящее чувство при прочтении, горечь от потерь, несправедливости, предательств самых близких,  счастье и радость от достижений и побед. К прочтению обязательно, это Литература!

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 12
22.09.2021 20:53
С автором я знакома...

С автором я знакома по роману \"Казус Кукоцкого\",от которого в свое время была под впечатлением.

С автором я знакома по роману \"Казус Кукоцкого\",от которого в свое время была под впечатлением.

Что тут скажешь - это Улицкая, она пронимает до костей. Читаешь не роман, а жизнь.

Это произведение-анализ целого пласта культуры, искусства, музыки и, как пишет автор:\" История великой любви, история поиска смыслов, творческое отношение к жизни и невероятная страсть к знанию, к пониманию взъерошенного и безумного мира\". Отчасти я с ней согласна, но для меня эта книга стала все-таки Книгой о великом Предательстве...

Можно назвать этот роман семейной сагой, историей создания семьи Якова Осецкого, мы пройдем с ним войну, революцию, ссылки и многое другое. Также узнаем подробнее и о его жене, сыне, внучке, но для меня центральным героем остался он сам. Представитель интеллигенции начала века, тонко чувствующий, умнейший, начитанный человек. Как грустно и бесконечно несправедливо обошлась с ним судьба и советская власть!

Автора хочется читать, ибо сюжет увлекает, а язык написания не оставит равнодушным никого, вы только вчитайтесь:

\"Отец мой был еврей разъевреенный\" (возьму себе в обиход, у меня дед еврей разъевреенный);\"Пусть изменятся глаза, брови, волосы, но руки оставьте в сохранности. И предусмотрительная природа всегда со мной согласна, бережно относится к этому украшению. Волосы выпадут, глаза потускнеют, тело состарится, а руки сохранятся. Немножко только покроются маленькими морщинками, но формы своей не изменят!\"\" Я не хочу, чтоб мой половой орган, мудро посаженный на третье место, сел мне на голову, придушил сердце. Не позволю, чтобы низ правил верхом.\"\" Главное для нас – что Господь Бог всех благословил через евреев, всех поголовно. И если евреев из этого мира выгонят, неизвестно, сохранится ли благословение…\"

И, если вы дочитали до конца и получили истинное эстетическое удовольствие, рекомендую автора к прочтению!

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 13
22.09.2021 20:53
Про Людмилу Улицкую и...

Про Людмилу Улицкую и роман \"Лестница Якова\" я слышала очень давно. В разговоре с подругами, кто уже прочёл, я часто слышала, что подруги хотели бы назвать своих сыновей Яков. Мне было любопытно.Роман меня затянул не сразу, но потом я с трудом могла оторвать себя от книги.Самое важное для меня то, насколько наполнено произведение интеллектуальным смыслом, и насколько текст тёплый. И то, и то совпало в этой книге.Любовь на расстоянии одно из сложнейших испытаний для любых отношений, но то, как нес это \"знамя\" Яков, заставляет поверить в ту любовь, о которой мечтает каждая девушка.Сына я не захотела назвать Яковом, в будущем, но, читая это прекрасное произведение, я отогрелась, и теперь образ Якова со мной будет на долгие годы.Огромное спасибо автору за прекрасную историю и теплоту.

Про Людмилу Улицкую и роман \"Лестница Якова\" я слышала очень давно. В разговоре с подругами, кто уже прочёл, я часто слышала, что подруги хотели бы назвать своих сыновей Яков. Мне было любопытно.Роман меня затянул не сразу, но потом я с трудом могла оторвать себя от книги.Самое важное для меня то, насколько наполнено произведение интеллектуальным смыслом, и насколько текст тёплый. И то, и то совпало в этой книге.Любовь на расстоянии одно из сложнейших испытаний для любых отношений, но то, как нес это \"знамя\" Яков, заставляет поверить в ту любовь, о которой мечтает каждая девушка.Сына я не захотела назвать Яковом, в будущем, но, читая это прекрасное произведение, я отогрелась, и теперь образ Якова со мной будет на долгие годы.Огромное спасибо автору за прекрасную историю и теплоту.

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 14
22.09.2021 20:53
Людмила Улицкая - фигура...

Людмила Улицкая - фигура противоречивая в современной русской литературе, удостоенная множества наград не только на Родине, но и за рубежом. Но оставим это критикам. Когда я читаю произведение, то меньше всего меня интересует и заботит сам автор, намного важнее книга, как она написана, про что, как ее воспринимаю Я. Главный критерий: нравится или не нравится МНЕ! Роман «Лестница Якова» - это мое знакомство с творчеством Л.Улицкой. Давненько мне не попадались подобные семейные саги, охватывающие более столетия жизни на своих страницах, разве что на память приходит похожая история из книги «Женщины Лазаря» М.Степновой. «Лестница Якова» - это история семьи Осецких, с конца 19в. по начало 21 в., разворачивающаяся на фоне тяжелых исторических событий в России, царской, советской, современной. Наравне с переживаниями героев, радостями их жизни и горестями, трагедиями, ломающими судьбы, и счастливыми стечениями обстоятельств, автор большое внимание уделяет и историческим событиям, политике, что отнюдь не мешает и не «шумит», но органично дополняет и объясняет происходящее с персонажами. Полновесный и масштабный, обстоятельный роман-глыба. О людях, о судьбах, о становлении характеров и стремлениях к просвещению, о жестком режиме, ломающем хрупкие человеческие скелеты в прямом и переносном смыслах, о чести, о любви... Создалось ощущение проживания всех этих эпох и времён вместе с каждым поколением семейства Осецких. Любителям семейных саг и исторических романов книга, однозначно, зайдёт!

Людмила Улицкая - фигура противоречивая в современной русской литературе, удостоенная множества наград не только на Родине, но и за рубежом. Но оставим это критикам. Когда я читаю произведение, то меньше всего меня интересует и заботит сам автор, намного важнее книга, как она написана, про что, как ее воспринимаю Я. Главный критерий: нравится или не нравится МНЕ! Роман «Лестница Якова» - это мое знакомство с творчеством Л.Улицкой. Давненько мне не попадались подобные семейные саги, охватывающие более столетия жизни на своих страницах, разве что на память приходит похожая история из книги «Женщины Лазаря» М.Степновой. «Лестница Якова» - это история семьи Осецких, с конца 19в. по начало 21 в., разворачивающаяся на фоне тяжелых исторических событий в России, царской, советской, современной. Наравне с переживаниями героев, радостями их жизни и горестями, трагедиями, ломающими судьбы, и счастливыми стечениями обстоятельств, автор большое внимание уделяет и историческим событиям, политике, что отнюдь не мешает и не «шумит», но органично дополняет и объясняет происходящее с персонажами. Полновесный и масштабный, обстоятельный роман-глыба. О людях, о судьбах, о становлении характеров и стремлениях к просвещению, о жестком режиме, ломающем хрупкие человеческие скелеты в прямом и переносном смыслах, о чести, о любви... Создалось ощущение проживания всех этих эпох и времён вместе с каждым поколением семейства Осецких. Любителям семейных саг и исторических романов книга, однозначно, зайдёт!

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 15
22.09.2021 20:53
✓ Язык, слог, речевые...

✓ Язык, слог, речевые обороты. Не придраться. Всё-таки Улицкая признанный прозаик.✓Ну-дно-ва-то. С письмами героев затянуто. Есть ощущение недосказанности, и не такой, что ах! додумывай, а такой, что про некоторых героев книги в процессе позабыли.✓ Мне показалось вторично с её же книгой \"Казус Кукоцкого\" (он понравился больше). Что тут, что там - семейная сага трёх-четырех поколений.Итог: не жалею, что прочитала. Своё удовольствие получаешь (в основном из-за  Якова Осецкого). Но в любимые автора Улицкая не входит.

✓ Язык, слог, речевые обороты. Не придраться. Всё-таки Улицкая признанный прозаик.✓Ну-дно-ва-то. С письмами героев затянуто. Есть ощущение недосказанности, и не такой, что ах! додумывай, а такой, что про некоторых героев книги в процессе позабыли.✓ Мне показалось вторично с её же книгой \"Казус Кукоцкого\" (он понравился больше). Что тут, что там - семейная сага трёх-четырех поколений.Итог: не жалею, что прочитала. Своё удовольствие получаешь (в основном из-за  Якова Осецкого). Но в любимые автора Улицкая не входит.

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 16
22.09.2021 20:53
У Людмилы Улицкой ранее...

У Людмилы Улицкой ранее я ничего не читала, а это книга давно лежала в \"хотелках\", даже не знаю, с какого очередного списка \"книг, которые надо прочитать\". Но вот решила наконец до неё добраться.Итоговое впечатление неоднозначное.

У Людмилы Улицкой ранее я ничего не читала, а это книга давно лежала в \"хотелках\", даже не знаю, с какого очередного списка \"книг, которые надо прочитать\". Но вот решила наконец до неё добраться.Итоговое впечатление неоднозначное.

Книга сама по себе написана очень качественным русским языком, с детально продуманным сюжетом и смыслом. Автору удалось на 100% открыть всех своих персонажей. И при прочтении ты невольно сравниваешь какие-то черты героев со своими чертами. И я думаю, каждый найдет какую-то свою черту.

Для меня в какие-то моменты была очень близка Нора, в каких-то размышлениях Яков, в отношении к любви Амалия. Они все одна семья, разделенная временными периодами. И каждому на долю выпадает свой исторический период со своими безумствами. Кому-то сталинские репрессии, кому-то наркоманские 90-е.

И очень интересно Улицкая по капельке открывает всю историю персонажей. Да так, что про некоторых какие-то моменты открываются только ближе к концу.Ни одного персонажа тут нет позитивного или негативного. Они все реальные люди с настоящими жизненными проблемами. И поэтому ты как будто подсматриваешь за соседями, сопереживаешь им и никого из них не выделяешь.Но в итоге я поставила не такую большую оценку, как того заслуживает книга. Всё дело в том, что произведение может попадать к тебе в душу в какой-то определенный момент времени, а иногда не попадает. Вот так и мне, \"Лестница Якова\" не попала. Я читала её с трудом, пробираясь через тонны бытового текста, которые мне казались бессмысленными. Итоговую мораль я уже знала сначала и мне казалось, что почти 800 страниц можно было избежать.Но получилось, как получилось. Однозначно, книга найдет своего читателя и может быть через какое-то время её будут называть классикой 20-21 веков.

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 17
22.09.2021 20:53
Людмила Улицкая написала роман...

Людмила Улицкая написала роман \"Лестница Якова\" прочитав письма своего дедушки в 2011 году. Произведение перекликается с судьбой автора, хотя не является полностью автобиографичным. События охватывают шесть поколений семьи Осецких и главные перемены страны в 20-м веке. Молодой Яков Осецкий влюбляется в Марусю, еврейское происхождение девушки не преграда в царской России. Однако общество стремительно меняется - революция, смена режима, НЭП, репрессии и война - не каждая семья переживет столько бед за короткое время.⠀

Людмила Улицкая написала роман \"Лестница Якова\" прочитав письма своего дедушки в 2011 году. Произведение перекликается с судьбой автора, хотя не является полностью автобиографичным. События охватывают шесть поколений семьи Осецких и главные перемены страны в 20-м веке. Молодой Яков Осецкий влюбляется в Марусю, еврейское происхождение девушки не преграда в царской России. Однако общество стремительно меняется - революция, смена режима, НЭП, репрессии и война - не каждая семья переживет столько бед за короткое время.⠀

 ⠀

Нора Осецкая - уже пожилая внучка Якова, в 2011 году читает переписку бабушек и дедушек. В живых не осталось тех, кто мог бы раскрыть семейные секреты, поэтому Нора сама восстанавливает события жизни родных.⠀

 ⠀

Линии жизни Якова и Норы рассказываются автором параллельно, читатель путешествует во времени вместе с героями. Связь поколений, знание семейной истории - главные темы романа. Я читала и с тоской думала, как мало знаю о своих предках.⠀

 ⠀

Отдельно отмечу плавность рассказа. Книги с параллельным развитием сюжета часто путают читателей, но \"Лестница Якова\" - исключение. Улицкая ведет за собой, увлекает мелодичностью. В историю погружаешься, забывая обо всем вокруг. Меня еще неделю не отпускало \"книжное похмелье\", когда невозможно переключится на новую книгу.⠀

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 18
22.09.2021 20:53
Это самая знаменитая цитата...

Это самая знаменитая цитата книги. Роман в 700 с лишним страниц...Семейная сага о нескольких поколениях семьи Осецких. По правде говоря, в начале чтение захватило, но когда интрига начала пропадать, а судьбы героев угадываться, запал как-то сошел на нет. Я честно и внимательно дочитала до конца, но там никаких сюрпризов не последовало. Правда, грусть осталась (книга основана на реальных событиях, хэппи-энд уготован не всем) и ощущение \"неизбежности\" - как быстро проходит жизнь. Читать книгу порекомендую для знакомства с жанром \"семейная сага\" (здесь немалое количество героев, всё-таки пять поколений семьи, именно это вызвало мой главный интерес).

Это самая знаменитая цитата книги. Роман в 700 с лишним страниц...Семейная сага о нескольких поколениях семьи Осецких. По правде говоря, в начале чтение захватило, но когда интрига начала пропадать, а судьбы героев угадываться, запал как-то сошел на нет. Я честно и внимательно дочитала до конца, но там никаких сюрпризов не последовало. Правда, грусть осталась (книга основана на реальных событиях, хэппи-энд уготован не всем) и ощущение \"неизбежности\" - как быстро проходит жизнь. Читать книгу порекомендую для знакомства с жанром \"семейная сага\" (здесь немалое количество героев, всё-таки пять поколений семьи, именно это вызвало мой главный интерес).

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 19
22.09.2021 20:53
Обычно текст отзыва созревает...

Обычно текст отзыва созревает у меня в голове ещё во время прочтения книги. Но в этот раз всё пошло не так. Кто виноват? Ретроградный Меркурий, магнитные бури, моя неготовность к такому повествованию? А может всё вместе?

Обычно текст отзыва созревает у меня в голове ещё во время прочтения книги. Но в этот раз всё пошло не так. Кто виноват? Ретроградный Меркурий, магнитные бури, моя неготовность к такому повествованию? А может всё вместе?

Очень скептически относилась к Людмиле Улицкой, и считала, что это один из тех авторов, чьи одноразовые романчики подходят лишь для чтения в метро.

Это семейная хроника, история шести поколений Осецких - про одних упоминается вскользь, про других мы узнаем более подробно. История, охватывающая более чем столетнюю историю семьи.

В центре романа две ключевые фигуры - Яков Осецкий, рождённый в конце XIX века, и его внучка Нора, своевольная и творческая личность. Революция, гражданская война, времена НЭПа, репрессии, еврейский вопрос, смерть Сталина, многочисленные ссылки- через всё это прошёл Яков. Об этом, а так же о своей бабушке Марусе, о своём отце Генрихе, об их сложных семейных отношениях, Нора узнала уже через сохранившиеся письма Якова и его личное дело в архиве КГБ, когда не осталось в живых ни одного человека, объяснившего бы многие моменты.

Хочу заступиться за Марусю, бабушку Норы. Очень многие обвиняют её в эгоизме и капризности.

Неоднократно Маруся писала это в письмах своему мужу Якову, находящемуся в ссылке. И я отлично её понимаю - 25 лет женаты, и большую часть из этого срока они на расстоянии (то учёба, то армия, то многочисленные ссылки). Не все из нас \"жены декабристов\", не все из нас готовы жертвовать собой. Итог всей этой истории был очевиден.

Помимо истории Якова параллельно идёт повествование и о жизни самой Норы. Она живёт в относительно спокойное время - ни войн, ни гонений, но и её жизнь нельзя назвать абсолютно счастливой.

В основу романа легли письма из личного архива писательницы. Раньше люди общались посредством писем, люди не исчезали в никуда после смерти. А сейчас...какая память останется нашим потомкам после нас?

Книга очень тяжёлая и её надо переварить! И я кардинально поменяла свое мнение об авторе!

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 20
22.09.2021 20:53
- Людмила Улицкая, \"Лестница...

- Людмила Улицкая, \"Лестница Якова\".

- Людмила Улицкая, \"Лестница Якова\".

Улицкая назвала свой роман \"вынужденным\", для меня он стал откровением. Семейная сага, основанная на личной переписке бабушки и дедушки автора. Переписке, длившейся 25 лет.

В этой саге есть все: 25 лет сломанной жизни, лагерей, отречения близких, смирения. 25 лет боли и надежд.

Улицкая поднимает в романе острую тему - связь поколений. Мне кажется, что она близка каждому человеку, у которого были сложные отношения с одним из или обеими родителями - настолько сложные, что жить вместе порой становилось невыносимо.Непонимание, неприятие чужого образа жизни, непримиримость взглядов - в общем, конфликт поколений. Драма родных людей, из-за которой страдали другие родные люди.

В романе \"Лестница Якова\" автор мастерски показывает, насколько связь с предками непостижима. Она проявляется в детях и внуках, разорвать ее невозможно. Как бы нам этого не хотелось и как бы мы не пытались это сделать.

Человек рождается, чтобы умереть. Человек умирает, чтобы родиться. Такой вывод я сделала для себя. И стало легче.

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 21
22.09.2021 20:53
Очень сильная книга. Просто...

Очень сильная книга. Просто невероятно сильная.

Очень сильная книга. Просто невероятно сильная.

Читая учебник истории мы, можно сказать, читаем краткую, безэмоциональную выжимку - факты. В такой-то год, такие-то люди были объявлены врагами народа и сосланы в Сибирь. Такие-то люди, наоборот делают все для процветания страны.

А в этой книге, то время показано с близкой, личной стороны. И читая эту книгу понимаешь- это история могла произойти и с твоими бабушками, дедушками и более дальними родными. Или с родными воон того соседского мальчика. И от это иногда делается жутко. Так поступать с гениальными по сути людьми (Яков Осецкий, да и тот же Витася на родине счастья (профессионального) обрести не сумели).

При этом СССР в учебниках истории предстает как страна которая пестовала и чуть ли не боготворила гениальных людей. А на деле...

Читая эту книгу все же невольно идет сравнение с семейными сагами зарубежных авторов. И сравнивая понимаешь, насколько сильнее трогает \"родная\" история. \"Свои\" герои, они берут за душу и в них очень явственно проступают наши с вами черты. Как хорошие так и не очень.

И все же если честно во всей книге никто настолько мне не нравился как Маруся (Кернс) Осецкая. Вот невзлюбила ее прям с первых строк от ее лица и все тут. Особо утвердилась в своей антипатии позже. Может потому что она наиболее реальна? Настоящий человек со своим эгоистичными желаниями, своими амбициями. Кто знает..

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 22
22.09.2021 20:53
Моя первая книга Людмилы...

Моя первая книга Людмилы Улицкой. И первая рецензия, которая пишется с ТАКИМ скрипом.

Моя первая книга Людмилы Улицкой. И первая рецензия, которая пишется с ТАКИМ скрипом.

Я знала, что берусь за что-то большое, сложное, многослойное. «Современная классика», «Большая книга 2016», «последний роман Улицкой» - чувствовалось некоторое давление. Мне казалось, что, если роман мне не понравится, клейма быдла не избежать. Но, кажется, пронесло.В целом, с жанром семейной саги меня познакомила незабвенная Дина Рубина. На тот момент мне казалось, что это что-то эпохальное – писать о нескольких десятилетиях жизни огромной семьи. Потом оказалось, что многие авторы замахиваются на подобные масштабы, у кого-то получается лучше, у кого-то хуже.«Лестница Якова» охватывает вековой промежуток истории семьи Осецких. И что для меня было гораздо интереснее – истории России в один из самых непростых периодов. Честно, у меня с современной историй все достаточно сложно, поэтому навёрстываю вот такими историческими романами.

В романе поднимается много разных тем и вопросов: любовь, предательство, вера, репрессии, музыка, евреи, война, секс, наркотики, философия и еще много-много всего. Смотришь на этих людей и страшно становится, сколько всего может пережить, перетерпеть.

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 23
22.09.2021 20:53
Люблю романы, где перед...

Люблю романы, где перед глазами проплывают судьбы поколений, на фоне великих перемен.На этом и построена \"Лестница Якова\" Л. Улицкой. .Семейная сага, события начала  и конца 20 века параллельны друг другу, но невидимые нити все же связывают род Осецких воедино, не смотря на разные судьбы, эпохи и взгляды.Читаю уже второе произведение автора. Но если в первом случае \"Медею и её дети\" нужно было в прямом смысле конспектировать, иначе можно запутаться в родословной, то Лестницу уже воспринимаешь проще. Роман не для лёгкого чтива. Он глубокий, многосерийный, опирающийся на реальные факты семьи Улицкой, характеры героев не поверхностны,  они меняются с возрастом и обстоятельствами .Я не пожалела о проведённом времени с книгой. Хоть на тему репрессий, тяжёлого прошлого уже снято множество фильмов, я б не отказалась посмотреть именно эту экранизацию.

Люблю романы, где перед глазами проплывают судьбы поколений, на фоне великих перемен.На этом и построена \"Лестница Якова\" Л. Улицкой. .Семейная сага, события начала  и конца 20 века параллельны друг другу, но невидимые нити все же связывают род Осецких воедино, не смотря на разные судьбы, эпохи и взгляды.Читаю уже второе произведение автора. Но если в первом случае \"Медею и её дети\" нужно было в прямом смысле конспектировать, иначе можно запутаться в родословной, то Лестницу уже воспринимаешь проще. Роман не для лёгкого чтива. Он глубокий, многосерийный, опирающийся на реальные факты семьи Улицкой, характеры героев не поверхностны,  они меняются с возрастом и обстоятельствами .Я не пожалела о проведённом времени с книгой. Хоть на тему репрессий, тяжёлого прошлого уже снято множество фильмов, я б не отказалась посмотреть именно эту экранизацию.

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 24
22.09.2021 20:53
Роман «Лестница Якова» -...

Роман «Лестница Якова» - одна из самых нашумевших и титулованных работ Людмилы Улицкой, за которую автор получила не одну «тяжеловесную» премию. Хорош ли роман, облаченный в обложечные «наклейки-зазывалы» типа «Премия «Большая книга»? Хорош. Очень хорош!Один только узнаваемый стиль Улицкой чего стоит: стройный, звонкий, пикантный, всегда с интеллектуальными остринками. 700 страниц проводишь в увлечении…Это как первая влюбленность, когда все кажется таким красивым, легким, воздушным. Читаешь и думаешь: вот бы и в жизни все было вот так, легко и с улыбкой. Сюжет книги – это параллельно описанная история четырех поколений одной семьи. Поколений, каждое их которых жило в «свою эпоху», которую, как и родителей, не выбирают. На долю одних выпадают войны, ссылки, предательства по идейным соображениям со стороны близких. Раздавленные войной, разлукой, клеймом «сын врага народа» мечты, разбитые надежды, семейные узы, годами держащиеся на почтовых марках и все-таки сломленные режимом…И во всем этом мраке – сила человеческого духа, который не перестает надеяться, познавать, мечтать и строить планы. На долю других выпадают испытания «капиталистического» общества потребления, вседозволенность, искушение наркотиками, однодневной любовью… Разные судьбы, более или менее счастливые, разные профессии, разные модусы жизни - все это существует в единой цепочке поколений Осецких (и шире – людей вообще), которая олицетворяет бессмертие. Это бессмертие зашифровано не в конкретной семье, индивиде, оно «зашито» в сансарном круговороте, в том, что блуждает из поколения в поколение. И это «блуждающее» и есть бессмертие со всем, чем располагает человек – высотой и низостью, добротой и злостью, силой духа и волевым упадком.Впрочем, «сансара» Улицкой заканчивается на позитивной ноте: «Сто тысяч сущностей, соединенных известным порядком, образуют человека, временную обитель всех личностей. Вот оно, бессмертие. А ты, человек, белый мужчина и черная женщина, идиот, гений, нигерийский пират, парижский булочник, трансвестит из Рио-де-Жанейро, старый раввин из Бней-Брака, - только временный дом».@KantStopReadingИсточник

Роман «Лестница Якова» - одна из самых нашумевших и титулованных работ Людмилы Улицкой, за которую автор получила не одну «тяжеловесную» премию. Хорош ли роман, облаченный в обложечные «наклейки-зазывалы» типа «Премия «Большая книга»? Хорош. Очень хорош!Один только узнаваемый стиль Улицкой чего стоит: стройный, звонкий, пикантный, всегда с интеллектуальными остринками. 700 страниц проводишь в увлечении…Это как первая влюбленность, когда все кажется таким красивым, легким, воздушным. Читаешь и думаешь: вот бы и в жизни все было вот так, легко и с улыбкой. Сюжет книги – это параллельно описанная история четырех поколений одной семьи. Поколений, каждое их которых жило в «свою эпоху», которую, как и родителей, не выбирают. На долю одних выпадают войны, ссылки, предательства по идейным соображениям со стороны близких. Раздавленные войной, разлукой, клеймом «сын врага народа» мечты, разбитые надежды, семейные узы, годами держащиеся на почтовых марках и все-таки сломленные режимом…И во всем этом мраке – сила человеческого духа, который не перестает надеяться, познавать, мечтать и строить планы. На долю других выпадают испытания «капиталистического» общества потребления, вседозволенность, искушение наркотиками, однодневной любовью… Разные судьбы, более или менее счастливые, разные профессии, разные модусы жизни - все это существует в единой цепочке поколений Осецких (и шире – людей вообще), которая олицетворяет бессмертие. Это бессмертие зашифровано не в конкретной семье, индивиде, оно «зашито» в сансарном круговороте, в том, что блуждает из поколения в поколение. И это «блуждающее» и есть бессмертие со всем, чем располагает человек – высотой и низостью, добротой и злостью, силой духа и волевым упадком.Впрочем, «сансара» Улицкой заканчивается на позитивной ноте: «Сто тысяч сущностей, соединенных известным порядком, образуют человека, временную обитель всех личностей. Вот оно, бессмертие. А ты, человек, белый мужчина и черная женщина, идиот, гений, нигерийский пират, парижский булочник, трансвестит из Рио-де-Жанейро, старый раввин из Бней-Брака, - только временный дом».@KantStopReadingИсточник

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 25
22.09.2021 20:53
Замечательная книга, про которую...

Замечательная книга, про которую можно сказать лишь одно: увлекает. Не на шутку, с головой, полностью. Обожаю книги с внутренними временными перескоками. А у Улицкой это получается так складно, что не теряешь основную сюжетную нить, наоборот - все больше нанизываешь ее на катушку.

Замечательная книга, про которую можно сказать лишь одно: увлекает. Не на шутку, с головой, полностью. Обожаю книги с внутренними временными перескоками. А у Улицкой это получается так складно, что не теряешь основную сюжетную нить, наоборот - все больше нанизываешь ее на катушку.

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 26
22.09.2021 20:53
Как оказалось-во многом автобиографическая...

Как оказалось-во многом автобиографическая история Людмилы Улицкой- в ней использованы материалы личной переписки деда писательницы Якова Улицкого.

Как оказалось-во многом автобиографическая история Людмилы Улицкой- в ней использованы материалы личной переписки деда писательницы Якова Улицкого.

Это заметно. Заметно, с какой теплотой автор относится к своему герою, с какой затаённой болью...

Вся жизнь Якова Осецкого прошла в ссылках и лагерях. О вечные разлуки и разочарования истёрлась семейная жизнь- ведь она «не держится на почтовых марках». Пришлось расстаться со своей мечтой единственному сыну.

Все эти тайны открываются на склоне лет внучке Норе, получившей в наследство бабушкину переписку и доступ к архивам КГБ.

В жерновах государственной машины- тысячи искалеченных людских судеб. Тема, вполне характерная для Людмилы Улицкой. Осколки мирового демонического зеркала -застревают в глазах у детей- зло неистребимо, к сожалению. Остаётся только колокольный звон, молитва и вовремя протянутая рука помощи. Печальная семейная сага.Интересно затронут еврейский вопрос. Лестница Якова- аллюзия на библейский сюжет- «Лествица Иаковлева». Господь Бог приходит во сне к патриарху Иакову и говорит, что ему подарена вся земля и через него благословляются все грядущие племена.Задумываешься: может тернистый путь отдельного человека служит для очищения греха всего человечества?..Как знать...Но! Читается, надо признаться, довольно тяжело. Словно повествование так туго насыщено именами, цифрами, датами, перемещениями, научными фактами, философскими размышлениями, неординарными людьми и событиями- что просто в нём невозможно свободно передвигаться.

Мало воздуха в этой книге.

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 27
22.09.2021 20:53
Сто тысяч сущностей, соединенных...

Сто тысяч сущностей, соединенных известным порядком, образуют человека, временную обитель всех личностей. Вот оно, бессмертие\".Прочитала еще одну интересную книгу. В основу сюжета положена история семьи автора, половина романа состоит из писем дедушки и бабушки Л. Улицкой. В книге рассказывается не простая жизнь людей одной семьи в разные эпохи: с начала XX века и до наших дней.

Сто тысяч сущностей, соединенных известным порядком, образуют человека, временную обитель всех личностей. Вот оно, бессмертие\".Прочитала еще одну интересную книгу. В основу сюжета положена история семьи автора, половина романа состоит из писем дедушки и бабушки Л. Улицкой. В книге рассказывается не простая жизнь людей одной семьи в разные эпохи: с начала XX века и до наших дней.

В романе очень много размышлений, переживаний, надежды на \"светлое\" будущее.

Для меня главным героем романа был Яков Осецкий, дедушка главной героини Норы. Это человек, который был честен во всем, он был верным и любящим семьянином, образованным, профессиональным и исполнительным работником. Но при этом он 3 раза был в ссылках за антиполитическую деятельность. И даже находясь далеко от своей любимой жены Маруси, он был полон надежды на скорую встречу и на то, что их жизнь наладится. Через день они писали друг другу письма, и так это продолжалось долгие годы. В письмах они обсуждали не только семейные вопросы, но и литературу, музыку, политику. Находясь в ссылке, Яков продолжал самообучаться, его интересовало все на свете: языки, физика, ботаника и т.д. Он все конспектировал, писал монографии по экономике.

В романе, очень много размышлений о смысле жизни, о ее скоротечности:

\"Вагон мчится, а из-под него быстро, быстро выползают рельсы и, быстро двигаясь и блестя, аккуратно укладываются в две параллельные полосы. Этот момент особенно запомнился мне. Тогда я особенно почувствовал бег времени, скачку секунд...\"

В жизни Норы, внучки Якова, которая и рассказывает всю эту историю, были различные периоды: она переживала потери любимых людей, рождение сына, его взросление и проблемы связанные с ним. И только в преклонном возрасте, она смогла остановится и начать узнавать про своих дедушку и бабушку, отца и мать, про их счастливое и горькое прошлое.

\"Прошлое не исчезает, только опускается на глубину. Наверное, память погружается в какие-то глубокие слои коры головного мозга и там дремлет… \".

Книгу стоит прочитать, даже только из-за того, что в ней очень много оптимизма, который есть даже в самые тяжелые моменты жизни.

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 28
22.09.2021 20:53
Книга, перевернувшая сознание. Книга,...

Книга, перевернувшая сознание. Книга, открывшая новые грани разумного. Книга, сила которой переключила внутренний рычаг, заставив помыслить о том, что всегда было на поверхности. Предки... их роль в нашей жизни, их непостижимая связь с нами теперешними. Ранее, не понимала людей, пытающихся восстановить своё семейное древо до -надцатого поколения. Зачем? Нужно жить здесь и сейчас. Но как подтверждает действительность, многие события происходящие с нами являются следствием жизненного опыта предыдущего поколения. Потому, пред лицом безнадёжных трудностей, поступай так как ты бы хотел, чтоб поступили с твоими детьми. Роман однозначно затронет струны души, наигрывая чувствительную мелодию.

Книга, перевернувшая сознание. Книга, открывшая новые грани разумного. Книга, сила которой переключила внутренний рычаг, заставив помыслить о том, что всегда было на поверхности. Предки... их роль в нашей жизни, их непостижимая связь с нами теперешними. Ранее, не понимала людей, пытающихся восстановить своё семейное древо до -надцатого поколения. Зачем? Нужно жить здесь и сейчас. Но как подтверждает действительность, многие события происходящие с нами являются следствием жизненного опыта предыдущего поколения. Потому, пред лицом безнадёжных трудностей, поступай так как ты бы хотел, чтоб поступили с твоими детьми. Роман однозначно затронет струны души, наигрывая чувствительную мелодию.

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 29
22.09.2021 20:53
Это история написана в...

Это история написана в лучших традициях библейского жанра. От сотворение мира до его утраты. От Якова первого до Якова последнего. От Алеф до Тав. И между ними - Лестница, связывающее небо с землей, божественное с человеческим, настоящее прошлое и настоящее будущее.Но начинается повествование ровно посередине. И скачет с одной ветки на другую, как белка Рататоск - по Древу Мира. Мы видим Нору, с легкостью меняющую партнеров и родившую сына от нелюбимого, практически случайного мужчины. А потом окунаемся в трогательную переписку начала 20-го века, где благовоспитанный юноша только и может, что позволить себе трепетные мечты о хотя бы о случайном прикосновении к руке любимой.20-ый век, жестокий, беспощадный, сам по себе является огромным спойлером для читателя. И дитя человеческое, стоящее у истока этого кровавого века, должно пройти через все испытания: погромы, революцию, гражданскую войну, репрессии, Мировую войну, застой, дефицит, Афган, реформы, перестройку... Сколько страданий должен вынести на своем пути человек - от бога обратно к богу, совершив полный адовый круг. И вернувшись на эту начально-конечную точку, он уже не будет прежним. И бог его тоже прежним не будет никогда. Жалела бы Нора Генриха, плакала бы о нем, если бы прочла о его предательстве в далеком 75-ом? Наверное, нет. Думаю, она еще больше бы его возненавидела. Потому что в тот момент она находилась на самой нижней ступеньки лестницы. Возможно, тогда она даже не знала о существовании этой самой лестницы. Но прожив годы, вернее, на закате жизни сбросив с себя прожитые годы, и научившись заново, вернее, впервые, любить жизнь, Нора познала-таки некую сакральную мудрость, ключ от самой главной двери и ответы на многие вопросы. Познала ли я Норыну мудрость? Нет. Потому что, во-первых, у каждого своя лестница Якова. А во-вторых, на свою я еще даже не вступила.

Это история написана в лучших традициях библейского жанра. От сотворение мира до его утраты. От Якова первого до Якова последнего. От Алеф до Тав. И между ними - Лестница, связывающее небо с землей, божественное с человеческим, настоящее прошлое и настоящее будущее.Но начинается повествование ровно посередине. И скачет с одной ветки на другую, как белка Рататоск - по Древу Мира. Мы видим Нору, с легкостью меняющую партнеров и родившую сына от нелюбимого, практически случайного мужчины. А потом окунаемся в трогательную переписку начала 20-го века, где благовоспитанный юноша только и может, что позволить себе трепетные мечты о хотя бы о случайном прикосновении к руке любимой.20-ый век, жестокий, беспощадный, сам по себе является огромным спойлером для читателя. И дитя человеческое, стоящее у истока этого кровавого века, должно пройти через все испытания: погромы, революцию, гражданскую войну, репрессии, Мировую войну, застой, дефицит, Афган, реформы, перестройку... Сколько страданий должен вынести на своем пути человек - от бога обратно к богу, совершив полный адовый круг. И вернувшись на эту начально-конечную точку, он уже не будет прежним. И бог его тоже прежним не будет никогда. Жалела бы Нора Генриха, плакала бы о нем, если бы прочла о его предательстве в далеком 75-ом? Наверное, нет. Думаю, она еще больше бы его возненавидела. Потому что в тот момент она находилась на самой нижней ступеньки лестницы. Возможно, тогда она даже не знала о существовании этой самой лестницы. Но прожив годы, вернее, на закате жизни сбросив с себя прожитые годы, и научившись заново, вернее, впервые, любить жизнь, Нора познала-таки некую сакральную мудрость, ключ от самой главной двери и ответы на многие вопросы. Познала ли я Норыну мудрость? Нет. Потому что, во-первых, у каждого своя лестница Якова. А во-вторых, на свою я еще даже не вступила.

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 30
22.09.2021 20:53
Месяцы, годы, десятилетия... Множество...

Месяцы, годы, десятилетия... Множество героев, хитросплетения судеб. Ссылки, аресты, письма, архивы. Любовь, верность, измены, прощания. Театр, музыка, наука. Это все о \"Лестнице Якова\". Улицкая как всегда гениально рассказала о судьбах нескольких поколений, начиная с 20 века и заканчивая современностью. Это гениально. Я испытала переживания и восторг, радость и грусть, с интересом погружаясь в каждую главу. Must read!

Месяцы, годы, десятилетия... Множество героев, хитросплетения судеб. Ссылки, аресты, письма, архивы. Любовь, верность, измены, прощания. Театр, музыка, наука. Это все о \"Лестнице Якова\". Улицкая как всегда гениально рассказала о судьбах нескольких поколений, начиная с 20 века и заканчивая современностью. Это гениально. Я испытала переживания и восторг, радость и грусть, с интересом погружаясь в каждую главу. Must read!

22.09.2021 в 20:53
Показать все рецензии на эту книгу...
Просулшать фрагмент аудиокниги
Лестница Якова
Скачать бесплатно книгу Лестница Якова
Вы скачиваете фрагмент книги предоставленной издательством

Комментарии и отзывы:

Комментарии и отзывы: