4.683
  • Автор:
    Виктор Пелевин
  • Язык:
    Русский
  • Издательство
    ООО «ИТ»
  • Год издания:
    2007
  • Страниц:
    416
  • Возраст
    18+
  • Артикул:
    19040
  • Произведений: 18
Все книги автора: 18
299 руб.
В наличии
4/5.1K
159 руб.
В наличии
4/89
109 руб.
В наличии
0/0
259 руб.
В наличии
3.9/2.8K
279 руб.
В наличии
3.8/3.5K
109 руб.
В наличии
4.4/246
399 руб.
В наличии
3.8/3.6K
389 руб.
В наличии
0/0
Показать все книги автора...
Цитаты из книги: 20
Внимание! Цитаты могут содержать спойлеры...
Телевизор – это просто маленькое прозрачное окошко в трубе духовного мусоропровода.
...и он с грустью подумал, что Россия, в сущности, тоже страна восходящего солнца - хотя бы потому, что оно над ней так ни разу по-настоящему и не взошло до конца.
Пока идиоты взрослые заняты переустройством выдуманного ими мира,дети продолжают жить в реальности - среди снежных гор и солнечного света, на черных зеркалах замерзших водоемов и в мистической тишине заснеженных ночных дворов.
Для бегства нужно твёрдо знать не то, куда бежишь, а откуда. Поэтому необходимо постоянно иметь перед глазами свою тюрьму.
С Россией всегда так, подумала Мария, водя руками по холодной стали – любуешься и плачешь, а присмотришься к тому, чем любуешься, так и вырвать может.
Чтобы спасти тонущего, недостаточно протянуть руку — надо, чтобы он в ответ подал свою.
— Для тебя карма, — сказал он, — для меня дхарма, а на самом деле один хрен. Пустота. Да и ее на самом деле нету.
Портвейн оказался таким же точно на вкус, как и прежде, и это было лишним доказательством того, что реформы не затронули глубинных основ русской жизни, пройдясь шумным ураганчиком по самой ее поверхности.
Представьте себе, что все, что может дать прекрасная женщина, составляет сто процентов. Так вот, девяносто процентов она дарит в тот момент, когда просто ее видишь, а остальное, из-за чего идет весь тысячелетний торг, – всего лишь крохотный остаток.
И ещё мне представилось, что все мы - всего лишь звуки, летящие из-под пальцев неведомого пианиста, просто короткие терции, плавные сексты и диссонирующие септимы в грандиозной симфонии, которую никому из нас не дано услышать целиком.
Это был часто встречающийся тип вечного весельчака с лицом, морщинистым от частых гримас страдания.
любовь прекрасной женщины — это на самом деле всегда снисхождение. Потому что быть достойным такой любви просто нельзя.
...новые русские разбирались, кто из них самый новый. Поскорей бы уж поделили все, подумала она со вздохом, а то сколько еще молодых красивых ребят упадет на асфальт и зальет его кровью из пробитого сердца.
Человек чем-то похож на этот поезд. Он точно так же обречен вечно тащить за собой из прошлого цепь темных, страшных, неизвестно от кого доставшихся в наследство вагонов. А бессмысленный грохот этой случайной сцепки надежд, мнений и страхов он называет своей жизнью.
Чем человек хитрее и бессовестнее, тем легче ему живется. А легче ему живется именно потому, что он быстрее приспосабливается к переменам. Существует такой уровень бессовестной хитрости на котором человек предугадывает перемены еще до того, как они произошли, и благодаря этому приспосабливается к ним значительно быстрее…
Я никогда не понимал, зачем Богу было являться людям в безобразном человеческом теле. По-моему, гораздо более подходящей формой была бы совершенная мелодия − такая, которую можно было бы слушать и слушать без конца.
- А ты что, Петька, чего-то боишься? - Немного, - сказал я. - А чего? - Смерти, - сказал я, - Точнее, не ее самой, а... Не знаю. Я хочу спасти свое сознание. - Ну ты даешь, Петька. От тебя не ждал. Ты что ж, с такими мыслями в атаку ходил каждый раз? Это как если бы лежал клочок газеты под фонарем и думал, что он хочет…
Поразительно,сколько нового сразу же открывается человеку,стоит только на секунду опустошить заполненное окаменелым хламом сознание!
...вдруг меня кольнуло странное предчувствие, что я вижу свою комнату последний раз. Я остановился в дверях и внимательно её оглядел: два полукресла, кровать, столик с подшивкой \"Изиды\" за пятнадцатый год - Господи, подумал я почти весело, да если это и так, что с того, что я сюда больше не вернусь? Что с того, что я не…
– Я вот думаю, – сказала она, – плеснуть вам шампанским в морду или нет? – Даже не знаю, – ответил я. – Я бы на вашем месте не стал. Мы пока еще не настолько близки.
Показать еще
Рецензии читателей: 39
Гость
Всего рецензий: 1
22.09.2021 20:53
Это необычный опыт прочтения...

Это необычный опыт прочтения книги, и теперь сложно отразить послевкусие. С одной стороны, красивый слог, удивительно глубокие фразы, юмор, с другой - не собирается целостная смысловая картинка, остаётся ощущение пустоты за интересной формой. Сам автор говорил, что действие романа происходит в абсолютной пустоте. И, видимо, эффект пустоты и есть гениальная задумка. Но я как-то люблю другие книги, призывающие к размышлению, дающие тебе некое \"моральное зерно\". Здесь же очень сложно включаться в постмодернистские игры, много странного и непонятного. Ну вот о чем я могу задуматься после прочтения: что это вообще было?!Попытка передать иллюзорность человеческого существования, у каждого человека своя реальность, что реально, а что сон, есть ли вообще эта реальность...

Это необычный опыт прочтения книги, и теперь сложно отразить послевкусие. С одной стороны, красивый слог, удивительно глубокие фразы, юмор, с другой - не собирается целостная смысловая картинка, остаётся ощущение пустоты за интересной формой. Сам автор говорил, что действие романа происходит в абсолютной пустоте. И, видимо, эффект пустоты и есть гениальная задумка. Но я как-то люблю другие книги, призывающие к размышлению, дающие тебе некое \"моральное зерно\". Здесь же очень сложно включаться в постмодернистские игры, много странного и непонятного. Ну вот о чем я могу задуматься после прочтения: что это вообще было?!Попытка передать иллюзорность человеческого существования, у каждого человека своя реальность, что реально, а что сон, есть ли вообще эта реальность...

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 2
22.09.2021 20:53
Первая моя и пока...

Первая моя и пока всё ещё последняя прочитанная книга Пелевина. Задевает самую главную мою болевую точку читателя - я не умею читать, не думая сверх меры. А когда не понимаешь, где правда, а где ложь, где реальность, а где порождение мысли - пробраться через дебри мыслей уже собственных становится всё сложнее.Где-то на середине произведения я распсиховалась и думала бросить читать, потому что стало откровенно худо в голове от мысли о том, что пустота - это и есть реальность. Кто сказал, что всё вокруг - не моё сознание, ведь обратное не доказано.Перестав нервничать и собрав всех мыслей-беглецов воедино, я всё же поняла, что роман не только заставляет задуматься о природе сознания человеческого, но и рисует портрет России. Реалистичнее можно бы, да уже некуда.

Первая моя и пока всё ещё последняя прочитанная книга Пелевина. Задевает самую главную мою болевую точку читателя - я не умею читать, не думая сверх меры. А когда не понимаешь, где правда, а где ложь, где реальность, а где порождение мысли - пробраться через дебри мыслей уже собственных становится всё сложнее.Где-то на середине произведения я распсиховалась и думала бросить читать, потому что стало откровенно худо в голове от мысли о том, что пустота - это и есть реальность. Кто сказал, что всё вокруг - не моё сознание, ведь обратное не доказано.Перестав нервничать и собрав всех мыслей-беглецов воедино, я всё же поняла, что роман не только заставляет задуматься о природе сознания человеческого, но и рисует портрет России. Реалистичнее можно бы, да уже некуда.

\"Россия, в сущности, тоже страна восходящего солнца – хотя бы потому, что оно над ней так ни разу по-настоящему и не взошло до конца.\" В русском человеке, в русской душе дзена даже больше, чем в самом истовом японском самурае. Просто дзен этот другой.Сделать персонажей из анекдотов носителями мысли - одновременно и величайшее преступление, и достижение.

Поэтому советую оседлать невидимого слона и прогуляться по пустоте. Вдруг вам понравится?

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 3
22.09.2021 20:53
Впервые \"Чапаев и Пустота\"...

Впервые \"Чапаев и Пустота\" попал мне в руки еще в школе, когда я, ожидая подругу, решила полистать книгу, которая валялась в коридоре. Имя автора мне в то время говорило мало: что-то слышала, но не более того. По некоторой иронии, первым, на что я наткнулась, был довольно похабный матерный стишок, напечатанный прописными буквами в центре страницы. Это создавало впечатление, что это ключевая, если не сказать центральная, мысль довольно длительного повествования. А поскольку к нецензурной лексике в литературе я отношусь относилась крайне отрицательно, книга была исключена из списка того, что мне следовало бы прочитать. У меня долгое время сохранялось табу на мат, а книгой, которая первой нарушила это правило стала «Generation П». Тогда мне впервые пришла в голову мысль, что в некоторых случаях ради содержания можно пожертвовать субъективным восприятием формы. С тех пор я успела проникнуться к творчеству Пелевина, однако «Чапаев и Пустота» так и оставалась в стороне, пока в один прекрасный момент не попалась мне под руку. Сейчас я очень жалею, что не прочитала ее раньше. Роман пронизан символами, в нем есть глубина, есть полнота и смысл, который крайне сложно описать, но нельзя не почувствовать. При попытке сформулировать впечатления от книги в голову приходит мысль о попытке описания бесконечности, заключенной в конечную форму. Невозможно подобрать слова, которые смогли бы выразить мои ощущения. Эту книгу надо читать.

Впервые \"Чапаев и Пустота\" попал мне в руки еще в школе, когда я, ожидая подругу, решила полистать книгу, которая валялась в коридоре. Имя автора мне в то время говорило мало: что-то слышала, но не более того. По некоторой иронии, первым, на что я наткнулась, был довольно похабный матерный стишок, напечатанный прописными буквами в центре страницы. Это создавало впечатление, что это ключевая, если не сказать центральная, мысль довольно длительного повествования. А поскольку к нецензурной лексике в литературе я отношусь относилась крайне отрицательно, книга была исключена из списка того, что мне следовало бы прочитать. У меня долгое время сохранялось табу на мат, а книгой, которая первой нарушила это правило стала «Generation П». Тогда мне впервые пришла в голову мысль, что в некоторых случаях ради содержания можно пожертвовать субъективным восприятием формы. С тех пор я успела проникнуться к творчеству Пелевина, однако «Чапаев и Пустота» так и оставалась в стороне, пока в один прекрасный момент не попалась мне под руку. Сейчас я очень жалею, что не прочитала ее раньше. Роман пронизан символами, в нем есть глубина, есть полнота и смысл, который крайне сложно описать, но нельзя не почувствовать. При попытке сформулировать впечатления от книги в голову приходит мысль о попытке описания бесконечности, заключенной в конечную форму. Невозможно подобрать слова, которые смогли бы выразить мои ощущения. Эту книгу надо читать.

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 4
22.09.2021 20:53
Пётр Пустота существует в...

Пётр Пустота существует в двух временных линиях. В одной он после многочисленных странных похождений стал комиссаром у знаменитого Василия Ивановича Чапаева, героя гражданской войны и анекдотов. А в другой он пациент психушки и подвергается фармакологическому и психоделическо-психотерапевтическому лечению. Петру предстоит разобраться самому и так же объяснить читателю, что реально, где он находится, как себя должен и может воспринимать, что есть я и почему быть *никем* и *нигде* абсолютно нормально и естественно.

Пётр Пустота существует в двух временных линиях. В одной он после многочисленных странных похождений стал комиссаром у знаменитого Василия Ивановича Чапаева, героя гражданской войны и анекдотов. А в другой он пациент психушки и подвергается фармакологическому и психоделическо-психотерапевтическому лечению. Петру предстоит разобраться самому и так же объяснить читателю, что реально, где он находится, как себя должен и может воспринимать, что есть я и почему быть *никем* и *нигде* абсолютно нормально и естественно.

Совершенно не мой сорт пелевинских грибов, в которых кухонной псевдофилософии гораздо больше злого стёба. Не особо меня заводят разговоры насчет достижения внутренней нирваны за счет принятия концепции, что все иллюзорно в этом мире и соответственно достижимо и подвластно нашим неосознанным и подсознательным желаниям. А вот господина Пелевина это волнует, поэтому много лет спустя он постарался развить тему в книге *Тайные виды на гору Фудзи*, которая мне, кстати, тоже не зашла.

Дело даже не в том, что он переборщил с умничанием. Нет. Просто читать первую половину книги было скучновато, ввод в курс происходящего получился вялым и не особо интересным. Проскакивали пелевинские любопытные вставки, но их было слишком мало. Со второй половины дело пошло. Но… Прочитай я это в 1996 году, когда все подобное для недавнего советского человека было еще диковинкой, то я бы впечатлилась и прониклась (хотя вряд ли, мне тогда было маловато лет и я вряд ли бы многое поняла). Сейчас же подобные теории давно звучат на всех углах, во многих научно-популярных передачах и не только научных, и как свежее веяние мысли это уже не воспринимается.

Много красивых и символичных моментов, особенно понравилось растворение Чапаева в Урале (условная река абсолютной любви). Масса отсылок, иронии над явлениями и ситуациями из прошлого нашей страны. Но все это разбавлено каким-то уже давно устаревшим проходняком.

Из аннотации - По мнению критиков, \"Чапаев и Пустота\" является \"первым серьезным дзэн-буддистским романом в русской литературе\".

Так Пелевин и творческую интеллигенцию высмеял на полную катушку, а к ней и критики относятся. Как по мне, это не дзен-буддистский роман, а сатира над нашим обывательским пониманием дзен-буддизма, что согласитесь, не одно и то же.

Напомнило место из романа))

В любой своей книге Пелевин выступает и за профессора, и за пацана, который по-свойски кумекает, и нам, тупеньким, все на пальцах показывает.

Роман написан, когда была модна волна *какую страну мы потеряли*, поэтому много пассажей насчет быдла-революционеров-красноармейцев. Но Пелевин славится тем, что всегда пинает все стороны, по кругу, до кого дотянется. Он сродни *глиняному пулемету*) Потому досталось и интеллигенту Пустоте, являющемуся монархистом, горюющему по расстрелянному Государю, но в его представлении тот ни бельмеса не знает по-русски, а шпарит на английском. Такой вот патриотизм.

Люблю книги Пелевина, но когда он уходит в подобный разул, то я пас. Не мой сорт грибов.

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 5
22.09.2021 20:53
Это вторая книга, прочитанная...

Это вторая книга, прочитанная мной у писателя, и она понравилась куда больше первой («Поколение „П“») Что так и не поняла, переросла я книги Пелевина, или не доросла, ибо местами он кажется по-детски глупым, наивным и банальным, а местами гениальным.Конкретно этот роман автора, после институтского курса по психиатрии, назвать для себя тяжелым не могу...Очень даже интересное, увлекательное произведение. За исключением, по моему скромному мнению, одного элемента одной из сюжетных линий.Действие романа охватывает два периода (на самом деле, почти всё, что происходит в книге, происходит в голове главного героя, Петра Пустоты):*  Гражданская война 1918-1919 годов: в этом временном отрезке Пустота знакомится с Василием Чапаевым и уезжает с ним на фронт;*  постперестроечная Россия середины 1990-х, где Пётр - пациент психиатрической больницы. Вместе с другими душевнобольными он проходит экспериментальный курс реабилитации. Один из соседей по палате Петра бандит Володин, попавший туда благодаря своим сообщникам. И вот этот элемент с «малиновыми пиджаками» мне не нравится, не моя тема.Центральный же сюжет всего замеса: путь Пустоты к сатори, достичь которого ему помогает Чапаев, представленный в романе как бодхисаттва. Чапаев, можно сказать, становится буддийским учителем Петра.Ну не прелесть ли вутэта всё?⠀А язык автора? Пелевин мастерски жонглирует стилями и словами, соединяя их в замысловатые фразы.

Это вторая книга, прочитанная мной у писателя, и она понравилась куда больше первой («Поколение „П“») Что так и не поняла, переросла я книги Пелевина, или не доросла, ибо местами он кажется по-детски глупым, наивным и банальным, а местами гениальным.Конкретно этот роман автора, после институтского курса по психиатрии, назвать для себя тяжелым не могу...Очень даже интересное, увлекательное произведение. За исключением, по моему скромному мнению, одного элемента одной из сюжетных линий.Действие романа охватывает два периода (на самом деле, почти всё, что происходит в книге, происходит в голове главного героя, Петра Пустоты):*  Гражданская война 1918-1919 годов: в этом временном отрезке Пустота знакомится с Василием Чапаевым и уезжает с ним на фронт;*  постперестроечная Россия середины 1990-х, где Пётр - пациент психиатрической больницы. Вместе с другими душевнобольными он проходит экспериментальный курс реабилитации. Один из соседей по палате Петра бандит Володин, попавший туда благодаря своим сообщникам. И вот этот элемент с «малиновыми пиджаками» мне не нравится, не моя тема.Центральный же сюжет всего замеса: путь Пустоты к сатори, достичь которого ему помогает Чапаев, представленный в романе как бодхисаттва. Чапаев, можно сказать, становится буддийским учителем Петра.Ну не прелесть ли вутэта всё?⠀А язык автора? Пелевин мастерски жонглирует стилями и словами, соединяя их в замысловатые фразы.

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 6
22.09.2021 20:53
Очень необычно читать сегодня...

Очень необычно читать сегодня «раннего» Пелевина, который только начинает учиться технике словесной лессировки иронией — и, кажется, что стоит немного поскрести текст и можно случайно наткнуться на фрагменты искреннего Пелевина, у которого за темными стеклами все-таки есть глаза, а не еще одна пара очков.По сравнению с нынешним Пелевиным и, конечно, «нынешними нами», «Чапаев и Пустота» внезапно читается как очень наивное произведение. Автор с рекордной скоростью рефлексирует изменения российской действительности, а толпы критиков аплодируют этой резвости — и никому здесь пока не представить насколько сложнее будет осмыслить дальнейшую действительность, в которой и сам Пелевин окажется на расстоянии всего двух-трех законопроектов от полного запрета по статье о хранении, распространении и пропаганде стоицизма.С невозмутимой непринужденностью начинающего бармена Пелевин замешивает «Лихие девяностые», и они нам нравятся: Терминатор, Просто Мария, водка «Абсолют» вприкуску с экстази, новые русские и… кто бы тогда сказал что после 10 лет интернет-мемов начнешь скучать по всем этим анекдотам про Чапаева. Взболтать, не смешивать, подавать холодным, чтобы поскорее запить горькую пилюлю эскапизма в виде завернутого в постиронию дзен-буддизма.Часто попадается мнение, что Пелевин исписался, а его последние книги будто бы все больше склоняют к мысли о созданной издательством «Эксмо» первой в мире нейросети, которую натренировали на творчестве какого-то «того самого пелевина». Как человеку, который еще очень много лет надеется с удовольствием читать «нового пелевина», мне было боязно открывать его «те самые» книги. И оказалось, что, наверное, не зря, потому что во всех этих «touch-anka»-шероховатостях сегодня действительно виднеются опорные конструкции творческих методов Пелевина. Но, с другой стороны, современные работы автора в таком сравнении только выигрывают; они демонстрируют отточенное годами мастерство лессировки под сотней слоев иронии, за которой Пелевин сегодня может смело спрятать даже самую крамольную истину.В общем, это определенно Пелевин, который неизменно прекрасен, когда его начинает «нести» и автомобильные лебедки на машинах новых русских вдруг «выполняют мистическую функцию носовых фигур, украшавших когда-то славянские ладьи». Что касается остальных 80% текста, то не могу сказать что получил от этого произведения что-то большее, чем очередную встречу с приятным мне автором (и еще меньше уверен, что у него было в планах хоть что-то мне давать).И другие цитаты:

Очень необычно читать сегодня «раннего» Пелевина, который только начинает учиться технике словесной лессировки иронией — и, кажется, что стоит немного поскрести текст и можно случайно наткнуться на фрагменты искреннего Пелевина, у которого за темными стеклами все-таки есть глаза, а не еще одна пара очков.По сравнению с нынешним Пелевиным и, конечно, «нынешними нами», «Чапаев и Пустота» внезапно читается как очень наивное произведение. Автор с рекордной скоростью рефлексирует изменения российской действительности, а толпы критиков аплодируют этой резвости — и никому здесь пока не представить насколько сложнее будет осмыслить дальнейшую действительность, в которой и сам Пелевин окажется на расстоянии всего двух-трех законопроектов от полного запрета по статье о хранении, распространении и пропаганде стоицизма.С невозмутимой непринужденностью начинающего бармена Пелевин замешивает «Лихие девяностые», и они нам нравятся: Терминатор, Просто Мария, водка «Абсолют» вприкуску с экстази, новые русские и… кто бы тогда сказал что после 10 лет интернет-мемов начнешь скучать по всем этим анекдотам про Чапаева. Взболтать, не смешивать, подавать холодным, чтобы поскорее запить горькую пилюлю эскапизма в виде завернутого в постиронию дзен-буддизма.Часто попадается мнение, что Пелевин исписался, а его последние книги будто бы все больше склоняют к мысли о созданной издательством «Эксмо» первой в мире нейросети, которую натренировали на творчестве какого-то «того самого пелевина». Как человеку, который еще очень много лет надеется с удовольствием читать «нового пелевина», мне было боязно открывать его «те самые» книги. И оказалось, что, наверное, не зря, потому что во всех этих «touch-anka»-шероховатостях сегодня действительно виднеются опорные конструкции творческих методов Пелевина. Но, с другой стороны, современные работы автора в таком сравнении только выигрывают; они демонстрируют отточенное годами мастерство лессировки под сотней слоев иронии, за которой Пелевин сегодня может смело спрятать даже самую крамольную истину.В общем, это определенно Пелевин, который неизменно прекрасен, когда его начинает «нести» и автомобильные лебедки на машинах новых русских вдруг «выполняют мистическую функцию носовых фигур, украшавших когда-то славянские ладьи». Что касается остальных 80% текста, то не могу сказать что получил от этого произведения что-то большее, чем очередную встречу с приятным мне автором (и еще меньше уверен, что у него было в планах хоть что-то мне давать).И другие цитаты:

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 7
22.09.2021 20:53
Про такое можно было...

Про такое можно было бы неблагодарно сказать что мало очень, но я нетакая. Буддистские мотивы под видом порой незамысловатой и не очень софистики, перемещения во времени, внезапный юмор. Отточенные метафоры, словно продиктованные Мариенгофом (под кокаином правда, не иначе) сменяются эталонными образчиками быдловатого остроумия. И все это невозможно хорошо, и у читателя только одна дилемма возникает - выписывать или все таки читать дальше. Я обычно иду по ленивому пути, созерцая ладно скроенные фразы, на которые у меня никогда не хватит таланта, и мысли, на которые никогда не хватит мозгов. Обожаю. Начинала читать несколько лет назад, споткнулась за описание перестроечной безысходности, несколько лет не могла подняться. Штош: всему свое время.

Про такое можно было бы неблагодарно сказать что мало очень, но я нетакая. Буддистские мотивы под видом порой незамысловатой и не очень софистики, перемещения во времени, внезапный юмор. Отточенные метафоры, словно продиктованные Мариенгофом (под кокаином правда, не иначе) сменяются эталонными образчиками быдловатого остроумия. И все это невозможно хорошо, и у читателя только одна дилемма возникает - выписывать или все таки читать дальше. Я обычно иду по ленивому пути, созерцая ладно скроенные фразы, на которые у меня никогда не хватит таланта, и мысли, на которые никогда не хватит мозгов. Обожаю. Начинала читать несколько лет назад, споткнулась за описание перестроечной безысходности, несколько лет не могла подняться. Штош: всему свое время.

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 8
22.09.2021 20:53
Сразу оговорюсь, что это...

Сразу оговорюсь, что это мое первое знакомство с автором. О котором давно и много слышала, в частности, о его неординарном стиле.Итак, прежде всего - это книга для тех, кто любит покопаться в самосознании.

Сразу оговорюсь, что это мое первое знакомство с автором. О котором давно и много слышала, в частности, о его неординарном стиле.Итак, прежде всего - это книга для тех, кто любит покопаться в самосознании.

Кроме того, особенно ценным это произведение может показаться поколению, выросшем/жившем/интересующимся 90-ми годами прошлого века.

В полном объеме, тонкий юмор и прекраснейшую сатиру смогут оценить те, кто помнит с детства анекдоты о Петьке и Василии Ивановиче.

К моему удивлению, Пелевина знают и высоко оценивают также и иностранные читатели, и совсем молодое поколение наших, русскоговорящих, живущих на пост-советском пространстве.Секрет его популярности, по всей видимости в том, что автор обладает своеобразным мастерством вписывать в сюжет полуреальность-полусон-полугрезы, вплетая повсеместно игры с нашим разумом и подсознанием. Плюс добавил много исторической тематики, чтобы оживить сюжет. Плюс искрометный юмор, местами очень острая сатира.Можно сказать, что получается супер-смесь, порой с выносом мозга. После прочтения очень хочется узнать мнение других, какую часть мозга вынесло и у кого. А может, кого-то даже и не затронуло вовсе.Можно сказать, что знакомство с Пелевиным прошло удачно. Рада, что наконец-то добралась до его произведений.

Но все же есть вероятность, и очень большая, что наиболее остро и актуально его литература воспринимается в свое время. Поживем-увидим. Школьная вселенная

KillWish

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 9
22.09.2021 20:53
Многослойный сюжет и интересные...

Многослойный сюжет и интересные размышления.

Многослойный сюжет и интересные размышления.

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 10
22.09.2021 20:53
\"Чапаев и Пустота\" -...

\"Чапаев и Пустота\" - это первая книга которую я прочел у Виктора Пелевина. Во первых, книга оказалась сложной для меня, но она точно заполнила какие то пустые места моего мозга)

\"Чапаев и Пустота\" - это первая книга которую я прочел у Виктора Пелевина. Во первых, книга оказалась сложной для меня, но она точно заполнила какие то пустые места моего мозга)

Из этого будет следовать, что это одна из тех книг которую стоит прочитать не один раз. Во время чтения не понимаешь где ты находишься и легко потерять нить происходящего.

Но будучи внимательным, роман расставляет все на свои места и много становится понятно.Переплетающиеся сюжеты, тончайшая философия, самопознание и самокопание, буддизм...

А также отсылки, которые как всегда я не понял, но можно найти в данной книге.Я точно продолжу знакомиться с творчеством автора и я с нетерпением жду чего то подобного!

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 11
22.09.2021 20:53
Этот роман настолько хорош,...

Этот роман настолько хорош, что хочется его обнять и плакать, а потом снова перечитать и забыть прочие пелевинские снаффы, айфаки и иже с ними, ибо они только тени во мгле. Тут Пелевин не просто плюется в окружающую действительность, чтобы стереть обманывающий нас грим с ее гнусной рожи, он, прошу прощения, ЛИРИЧЕН (не спрашивайте меня, где я это рассмотрела). Из русской классики, буддизма и гомерически-горьких смешков над российскими реалиями, Пелевин сплел эдакий бич Божий и всех им отхлестал - чтоб не думали, будто что-то знают об этом странном мире.

Этот роман настолько хорош, что хочется его обнять и плакать, а потом снова перечитать и забыть прочие пелевинские снаффы, айфаки и иже с ними, ибо они только тени во мгле. Тут Пелевин не просто плюется в окружающую действительность, чтобы стереть обманывающий нас грим с ее гнусной рожи, он, прошу прощения, ЛИРИЧЕН (не спрашивайте меня, где я это рассмотрела). Из русской классики, буддизма и гомерически-горьких смешков над российскими реалиями, Пелевин сплел эдакий бич Божий и всех им отхлестал - чтоб не думали, будто что-то знают об этом странном мире.

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 12
22.09.2021 20:53
Книга, уже ставшая классикой...

Книга, уже ставшая классикой - и этим все сказано. Пожалуй, Пелевин - все же родоначальник современно русской литеретуры

Книга, уже ставшая классикой - и этим все сказано. Пожалуй, Пелевин - все же родоначальник современно русской литеретуры

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 13
22.09.2021 20:53
Весь роман Пелевин занимается...

Весь роман Пелевин занимается развенчанием чужих идей, ценностей и мнений. Как подросток. И ладно бы имел некое особое знание, концепцию. Были на свете такие писатели - Лем, Филип Дик, Воннегут, Стругацкие. Оригинальные мыслители. Так нет же; всё, что нам предлагает автор - буддизм.Для меня удивление, что у книги такая высокая оценка. Ладно в 90-х люди хвалили, когда постмодерн со всей его иронической игрой и деконструкцией был чем-то новым. Но на дворе 2021-й. Ты целую книгу методично опровергаешь все не нравящиеся тебе идеи. И ради чего? Что в итоге? - Ради буклета буддиста. Ох. И ведь читают, и ведь называют гениальным! 8 место лайвлиба в топе Русской литературы. Выше Распутина, Довлатова, Толстого, Булгакова. Кто ставит эти оценки? Вы книги-то вообще читаете, люди? Хотя... Мураками и Коэльо у вас тоже гиганты мысли и великие философы.

Весь роман Пелевин занимается развенчанием чужих идей, ценностей и мнений. Как подросток. И ладно бы имел некое особое знание, концепцию. Были на свете такие писатели - Лем, Филип Дик, Воннегут, Стругацкие. Оригинальные мыслители. Так нет же; всё, что нам предлагает автор - буддизм.Для меня удивление, что у книги такая высокая оценка. Ладно в 90-х люди хвалили, когда постмодерн со всей его иронической игрой и деконструкцией был чем-то новым. Но на дворе 2021-й. Ты целую книгу методично опровергаешь все не нравящиеся тебе идеи. И ради чего? Что в итоге? - Ради буклета буддиста. Ох. И ведь читают, и ведь называют гениальным! 8 место лайвлиба в топе Русской литературы. Выше Распутина, Довлатова, Толстого, Булгакова. Кто ставит эти оценки? Вы книги-то вообще читаете, люди? Хотя... Мураками и Коэльо у вас тоже гиганты мысли и великие философы.

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 14
22.09.2021 20:53
Ещё одно произведение Пелевина,...

Ещё одно произведение Пелевина, которое вскрывает мозг. Любишь заниматься самокопанием и самопознанием? Держи. Что ты там накопаешь будет известно только тебе самому. Про что эта книга каждый расскажет через призму своего внутреннего Я, предварительно пропустив через себя всю \"пустоту\" этой книги. Насколько там \"пусто\" решит каждый для себя. Для некоторых она действительно пустая трата времени, некоторые говорят о ней как о шедевре. Ну и финальный диалог говорит сам за себя:- Как дела? - спросил он.- Не знаю, - сказал я. - Трудно разобраться в вихре гамм и красок внутренней противоречивой жизни...

Ещё одно произведение Пелевина, которое вскрывает мозг. Любишь заниматься самокопанием и самопознанием? Держи. Что ты там накопаешь будет известно только тебе самому. Про что эта книга каждый расскажет через призму своего внутреннего Я, предварительно пропустив через себя всю \"пустоту\" этой книги. Насколько там \"пусто\" решит каждый для себя. Для некоторых она действительно пустая трата времени, некоторые говорят о ней как о шедевре. Ну и финальный диалог говорит сам за себя:- Как дела? - спросил он.- Не знаю, - сказал я. - Трудно разобраться в вихре гамм и красок внутренней противоречивой жизни...

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 15
22.09.2021 20:53
Начиная читать произведение не...

Начиная читать произведение не узнаешь стиль Пелевина В.О. слог, как и сама история очень сильно веют произведением \"Бойня №5\" Курта Воннегута, кем я и думаю вдохновлялся наш автор. Но потом видишь так называемые \"Джаны\" буддийского происхождения и сразу понимаешь: -Нет, Пелевин тут точно присутствовал, его визитная карта большинства написанных произведений (более нового издания) - все есть \"Драхмамомизм\", а мир состоит из уныния и пустоты. Полного погружения в написанный мир не происходит, так как повествование взято отрывистого характера с киданиями во временных пространствах. Конечно, можно тут увидеть и глубокие самокопания человека на тему \"что мы такое\", и что есть вокруг нас, но лично для меня - одна из самых слабых работ.

Начиная читать произведение не узнаешь стиль Пелевина В.О. слог, как и сама история очень сильно веют произведением \"Бойня №5\" Курта Воннегута, кем я и думаю вдохновлялся наш автор. Но потом видишь так называемые \"Джаны\" буддийского происхождения и сразу понимаешь: -Нет, Пелевин тут точно присутствовал, его визитная карта большинства написанных произведений (более нового издания) - все есть \"Драхмамомизм\", а мир состоит из уныния и пустоты. Полного погружения в написанный мир не происходит, так как повествование взято отрывистого характера с киданиями во временных пространствах. Конечно, можно тут увидеть и глубокие самокопания человека на тему \"что мы такое\", и что есть вокруг нас, но лично для меня - одна из самых слабых работ.

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 16
22.09.2021 20:53
Роман странный и тягомотный....

Роман странный и тягомотный.

Роман странный и тягомотный.

Либо все мы пациенты психиатрической клиники № 17, либо зрители театра абсурда ...

И постоянно присутствует мысль: \"от чего конкретно автор испытывал такой наркотический бред\"? ...

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 17
22.09.2021 20:53
Представьте солнечный жаркий день...

Представьте солнечный жаркий день в лесу, впереди широкая прохладная река и нас охватывает предвкушение прыжка в эту реку, предварительно разбежавшись по мягкой зеленой траве. Ощущение прохлады, бодрящей влаги, чистоты и мощи реки. Такое бывает ожидание от книги. Но в действительности широкая река, может оказаться мутной и мелкой речушкой, со своими омутами и текущим по ней мусором. Примерно такое впечатление возникает от мыслей героев данной книги.

Представьте солнечный жаркий день в лесу, впереди широкая прохладная река и нас охватывает предвкушение прыжка в эту реку, предварительно разбежавшись по мягкой зеленой траве. Ощущение прохлады, бодрящей влаги, чистоты и мощи реки. Такое бывает ожидание от книги. Но в действительности широкая река, может оказаться мутной и мелкой речушкой, со своими омутами и текущим по ней мусором. Примерно такое впечатление возникает от мыслей героев данной книги.

Книга заостряет внимание на мусоре цивилизации, с точки зрения (само)отверженных самоизолянтов, разочаровавшихся в происходящем.Некая точка зрения способна в любом благовидном явлении увидеть червячка и увеличить его до главной сути происходящего. Раскладываем на составляющие, делаем необходимые акценты, выводы, немного юмора и человек или явление теряют для нас прежний блеск.

И не дай нам … застрять в этом мусоре. Назовём эту свалку нашей жизнью, и будем указывать на неё пальцем, а то, что вне её – притягательной пустотой. Вроде бы определились со смыслом жизни, есть к чему стремиться. Но для убедительности необходимо доказать себе неприглядность этого мира. Чем и занимается автор.В связи с утверждаемой эфемерностью окружаемого, автор дает понять о своей необязательности перед читателем. Необязательностью в деталях, в достоверности фактов. Коснуться мыслью, но не брать детали до головы. Важна сама мысль, а не форма её донесения до читателя. Так, в чём же тогда основная мысль?

То, что пустота это здорово и она для избранных? А толчком в направлении пустоты будет наше отвращение к стране и Миру.

Устремляясь в пустоту обязательно необходимо принизить и опошлить всё, что тебя окружает, то, что ценят люди. А иначе не видна ценность этой пустоты. Автор в своём произведении глумиться над общечеловеческими ценностями, верой, философией, знаменитостями и образами прошлого, доходя до кощунства. Попутно пытается сам философствовать, но когда много глумления, что-то интересное, сказанное героями, обесценивается.Когда понимание несовершенства отрывается от осознания красоты и гармонии этого Мира, тогда теряется фундамент, основа жизни и путь только в никуда.

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 18
22.09.2021 20:53
Лучше что я прочитал...

Лучше что я прочитал за последнее время , обожаю как Пелевин доносит до читателя , главные мысли произведения

Лучше что я прочитал за последнее время , обожаю как Пелевин доносит до читателя , главные мысли произведения

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 19
22.09.2021 20:53
Дослушала вялотекуще… Роман странный...

Дослушала вялотекуще… Роман странный и тягомотный. По сути, кроме 8-й главы, читать там нечего, мне только она и понравилась - лучшее и понятное описание расхожего христианского мировоззрения и российской действительности. Остальное муть какая-то скучноватая, за исключением ряда смешных моментов. То есть, вероятно, в свое время, когда в РФ еще был религиозный голод и о буддизме народ ничего особо не знал, это всё для кого-то было \"откровением\", но теперь, как говорится, что интересно, то не ново, а что ново, то не интересно. Впрочем, надо отдать должное фантазии автора.

Дослушала вялотекуще… Роман странный и тягомотный. По сути, кроме 8-й главы, читать там нечего, мне только она и понравилась - лучшее и понятное описание расхожего христианского мировоззрения и российской действительности. Остальное муть какая-то скучноватая, за исключением ряда смешных моментов. То есть, вероятно, в свое время, когда в РФ еще был религиозный голод и о буддизме народ ничего особо не знал, это всё для кого-то было \"откровением\", но теперь, как говорится, что интересно, то не ново, а что ново, то не интересно. Впрочем, надо отдать должное фантазии автора.

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 20
22.09.2021 20:53
Главный персонаж книги –...

Главный персонаж книги – Пётр Пустота.

Главный персонаж книги – Пётр Пустота.

Он знакомится с Василием Чапаевы и отправляется с ним на фронт Гражданской войны, где знакомится с Анной-пулемётчицей, Фурмановым и Котовским.

Затем сюжет переносит нас Россию 90-х годов, где речь уже идёт о знакомом Петьки – Просто Марии, который рассказывает про своё знакомство с Шварценеггером.

Далее снова события возвращаются к Чапаеву и Гражданской войне.

Потом нас знакомят с знакомым Петра Пустоты - Сердюком, который рассказывает свою историю о посвящение в японские самураи.

Ничего не понятно до того, пока не выясняется, что и Петя, и Просто Мария, и Сердюк - все пациенты психиатрической клиники № 17 под наблюдением профессора Тимура Тимуровича.

Среди бреда пациентов психушки, встречаются диалоги в стиле монахов-буддистов о сущности бытия, что всё вокруг – плод нашего воображения, как и мы сами.

Петр Пустота всю книгу пытается понять, в каком из двух миров его существование реально – в мире соседей по палате психиатрической клинике или в мире, в котором он правая рука знаменитого начдива – Чапаева.

Первое знакомство с этой книгой у меня произошло в классе 9-10. И тогда мне книга понравилась. Но тогда я её не дочитал из-за отсутствия времени и смене приоритетов.

Но сейчас, спустя 10-15 лет, я решил дочитать книгу.

Это полнейший бред. Бред сумасшедшего с закосом на постмодернизм.

И речь не о том, что я чего-то не понял. Речь о том, что никакой пользы эта книга не несет.

П.С.: Данную книгу не рекомендую.

@kinoshnik85 - Мой книжный профиль в instagram

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 21
22.09.2021 20:53
Если бы я начинал...

Если бы я начинал своё знакомство с Пелевиным с этой книги, то с вероятностью 98%, оно бы тут примерию и закончилось бы. Я просто вообще не понял зачем это всё. Что это было такое? Просто поток сознанная с претензией на...? Вот именно, на что? Какая-то фантасмагория событий, образов, мест, теней, персонажей, чертовщины, сумасшествия, имён, идиотизма, умных мыслей, бреда, херни, чувства юмора, похмельного синдрома, хорошего слога, гнусного, издевательского смеха над семи нами, кто читает это.Я где-то читал, что эта книга - отпечаток того, что со всеми нами произошло в те самые 90-е. Что вроде как, ничего не было сказано и написано лучше и тоньше, чем это. Ну наверно, как бы такое мнение, наверно, может быть, но... нет. Я сам жил в те самые годы, и прибывал в это время во вполне адекватном возрасте. Но что-то такой мути в моих воспоминаниях не осталось. Всё было не радостно, плохо, херово, но вполне логично и объяснимо. У всех проблем, \"решал\", жертв и т.п., всегда были конкретные имена и причины. Ну всё равно как корни у Марксизма. Все всё всегда знали и понимали, и никому ничего не нужно было объяснять или интерпретировать. Конечно если считать тот мусор, который всегда лился, и до сих пол льётся с центральных каналов, за цитаты из Библии, то тогда конечно, нужно иносказание чтобы обьяснить заблудшим или недопонявшим, как оно есть на самом деле. Но ведь в том-то то и дело, что всё и так понятно! Гавно оно всегда воняет, солнце встаёт утром, чтобы жить - надо работать. Причем тут Чапаев, Котовский, Анка-Пулемётчица, Унгер, броневик, на лицо ужасный, но прекрасный внутри? Нет, отказать! В топку!Короче, если начинаете знакомиться с Пелевиным - о выбирайте что-то попроще и повеселее. Ну типа \"Апельсиновой воды\" или \"S.N.U.F.F\". Но при всём, при том что бы я не написал выше, это всего лишь моё мнение об одной отдельно взятой книге. Пелевин, если конечно он существует, очень хороший писатель. Слог, чувство юмора, литературная хоризма (если понимаете о чём я говорю), на само высоком уровне! Но книга - гавно!

Если бы я начинал своё знакомство с Пелевиным с этой книги, то с вероятностью 98%, оно бы тут примерию и закончилось бы. Я просто вообще не понял зачем это всё. Что это было такое? Просто поток сознанная с претензией на...? Вот именно, на что? Какая-то фантасмагория событий, образов, мест, теней, персонажей, чертовщины, сумасшествия, имён, идиотизма, умных мыслей, бреда, херни, чувства юмора, похмельного синдрома, хорошего слога, гнусного, издевательского смеха над семи нами, кто читает это.Я где-то читал, что эта книга - отпечаток того, что со всеми нами произошло в те самые 90-е. Что вроде как, ничего не было сказано и написано лучше и тоньше, чем это. Ну наверно, как бы такое мнение, наверно, может быть, но... нет. Я сам жил в те самые годы, и прибывал в это время во вполне адекватном возрасте. Но что-то такой мути в моих воспоминаниях не осталось. Всё было не радостно, плохо, херово, но вполне логично и объяснимо. У всех проблем, \"решал\", жертв и т.п., всегда были конкретные имена и причины. Ну всё равно как корни у Марксизма. Все всё всегда знали и понимали, и никому ничего не нужно было объяснять или интерпретировать. Конечно если считать тот мусор, который всегда лился, и до сих пол льётся с центральных каналов, за цитаты из Библии, то тогда конечно, нужно иносказание чтобы обьяснить заблудшим или недопонявшим, как оно есть на самом деле. Но ведь в том-то то и дело, что всё и так понятно! Гавно оно всегда воняет, солнце встаёт утром, чтобы жить - надо работать. Причем тут Чапаев, Котовский, Анка-Пулемётчица, Унгер, броневик, на лицо ужасный, но прекрасный внутри? Нет, отказать! В топку!Короче, если начинаете знакомиться с Пелевиным - о выбирайте что-то попроще и повеселее. Ну типа \"Апельсиновой воды\" или \"S.N.U.F.F\". Но при всём, при том что бы я не написал выше, это всего лишь моё мнение об одной отдельно взятой книге. Пелевин, если конечно он существует, очень хороший писатель. Слог, чувство юмора, литературная хоризма (если понимаете о чём я говорю), на само высоком уровне! Но книга - гавно!

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 22
22.09.2021 20:53
Где лошадь? Вот же...

Где лошадь? Вот же она!

Где лошадь? Вот же она!

Тонкий, глубокий, мозговыносительный, философский, захватывающий роман Пелевина. Браво и ещё раз браво автору!

Я никогда не была фанатом грибной литературы, но это - нечто особенное. Когда \"грибы\" лишь для антуража и придания ещё более неземной атмосферы - пусть будут, ладно уж.

В произведении множество искромётных цитат, мудрых мыслей и буддийских воззрений. Понимание его, наверно, у каждого читателя своё. Смотрю аналитические статьи, пишут, что основное действие происходит в постсоветские 90-е. Пардон! Какие ещё 90-е? Какое основное? И что есть действие? Не сам ли автор утверждает, что всё это - лишь пустота?)

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 23
22.09.2021 20:53
Люди моего поколения зачитывались...

Люди моего поколения зачитывались Пелевиным в университете или даже в школе, я же дошла до этой мысли лишь сейчас. Может оно и к лучшему, ведь я так ненавижу малиновые пиджаки и все эти «в натуре», что при одном их упоминании хочется бежать на буниновские дачи или в Средиземье, лишь бы подальше (что я собственно и делала в ту пору). Но сейчас, когда они уже отошли в историю, мне было не так противно, тем паче, что фокус сместился на другие, тоже довольно противные вещи.В отзывах на Пелевина часто можно увидеть что-то вроде «не понятно, но любопытно», что ж присоединяюсь. Читать про выбор российского пути между Западом и Востоком интересно, хотя не припомню, чтобы в умах обывателей этот выбор действительно был так остёр: всё-таки метафизика это прекрасно, но гамбургеры куда ближе, ибо проще. Вычитала я где-то, к примеру, что в «Чапаеве» полно отсылок к буддизму, поверю на слово, а сама замечу, что люблю чизбургер. Как-то так.Впрочем, ход сопоставления двух временных промежутков весьма остроумен, автор берёт современные на тот момент 90е и исторические 10е, проводит параллели и находит, что эпохи до смешного похожи: тут и там происходит ломка устоев и вперёд выдвигаются маргиналы с огнестрельным. Всё так. Только я вижу одно коренное различие: в начале века участниками событий, пусть и не всеми, руководила идея, в конце - звериная вседозволенность - на сей раз всеми без исключения.Идею, впрочем, Пелевин тоже отрицает, по нему речь идёт лишь об обмане масс, манипуляции ими, что-то оруэлловское проскальзывает здесь, благо читала я эти книги почти без перерыва и память была свежа.Резюмируя скажу, что хотя и не всём согласна с автором, но его стиль, которым он без сомнения обладает, мне нравится, весь этот постмодернизм с его сюрром, чёрным юмором, разорванностью повествования люб мне и дорог (ближе и проще, помните?), а потому я несомненно продолжу знакомство с Виктором Олеговичем, на сей раз меня интересует «Generation П».

Люди моего поколения зачитывались Пелевиным в университете или даже в школе, я же дошла до этой мысли лишь сейчас. Может оно и к лучшему, ведь я так ненавижу малиновые пиджаки и все эти «в натуре», что при одном их упоминании хочется бежать на буниновские дачи или в Средиземье, лишь бы подальше (что я собственно и делала в ту пору). Но сейчас, когда они уже отошли в историю, мне было не так противно, тем паче, что фокус сместился на другие, тоже довольно противные вещи.В отзывах на Пелевина часто можно увидеть что-то вроде «не понятно, но любопытно», что ж присоединяюсь. Читать про выбор российского пути между Западом и Востоком интересно, хотя не припомню, чтобы в умах обывателей этот выбор действительно был так остёр: всё-таки метафизика это прекрасно, но гамбургеры куда ближе, ибо проще. Вычитала я где-то, к примеру, что в «Чапаеве» полно отсылок к буддизму, поверю на слово, а сама замечу, что люблю чизбургер. Как-то так.Впрочем, ход сопоставления двух временных промежутков весьма остроумен, автор берёт современные на тот момент 90е и исторические 10е, проводит параллели и находит, что эпохи до смешного похожи: тут и там происходит ломка устоев и вперёд выдвигаются маргиналы с огнестрельным. Всё так. Только я вижу одно коренное различие: в начале века участниками событий, пусть и не всеми, руководила идея, в конце - звериная вседозволенность - на сей раз всеми без исключения.Идею, впрочем, Пелевин тоже отрицает, по нему речь идёт лишь об обмане масс, манипуляции ими, что-то оруэлловское проскальзывает здесь, благо читала я эти книги почти без перерыва и память была свежа.Резюмируя скажу, что хотя и не всём согласна с автором, но его стиль, которым он без сомнения обладает, мне нравится, весь этот постмодернизм с его сюрром, чёрным юмором, разорванностью повествования люб мне и дорог (ближе и проще, помните?), а потому я несомненно продолжу знакомство с Виктором Олеговичем, на сей раз меня интересует «Generation П».

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 24
22.09.2021 20:53
Как показала практика, книгу...

Как показала практика, книгу можно обсуждать с друзьями по несколько часов. А что может быть слаще, чем говорить о книгах!Сама я поначалу заинтересовалась парочкой красивых пассажей, потом заскучала, потом совсем перестала что-либо понимать - и тут как началось! ЧУдная и чуднАя буддистская проповедь получилась. В некоторых аспектах её можно даже уподобить буддистской Благой Вести. Ну правда, сами посмотрите: есть учитель (по сути, очередной Будда), есть его ученик-летописец, есть три любимых ученика (именно им доступны самые глубокие истины и практически таинства), есть произнесённые местными диалектами (казачий, ткачий, философский, гоповский с матерком и т.п.) притчи и проповеди, есть даже кое-какая жертва со стороны учителя с последующим возрождением мира. Но это если уж совсем закапываться. А вот обещанных мне советчиком параллелей с Мастером и Маргаритой я, подслеповатая, не разглядела - придётся перечитывать. Главный герой поэт, так что тут у меня не было шансов - очень многое бьёт наотмашь по самому больному. Но это хорошая боль, мотивирующие пощёчины. Одни замочные скважины ближе к концу чего стоили.Вообще, несмотря на общую грубость и постоянное \"обламывание\" всего высокого, книга полна прекрасных идей и ювелирно сформулированных мыслей. А может быть, они так ярки и точны именно благодаря контрасту с обстановкой и языком, в которых являются. Приходится постоянно выделять, кому-то отсылать с комментариями и возвращаться, чтобы переосмыслить. О реальности и нереальности (само собой), о творчестве, о красоте, о сути себя и мира. Отлично промывает мозги. Остаётся вопрос, что хлынет потом на свято место. Но тут уж всё в руках читателя.

Как показала практика, книгу можно обсуждать с друзьями по несколько часов. А что может быть слаще, чем говорить о книгах!Сама я поначалу заинтересовалась парочкой красивых пассажей, потом заскучала, потом совсем перестала что-либо понимать - и тут как началось! ЧУдная и чуднАя буддистская проповедь получилась. В некоторых аспектах её можно даже уподобить буддистской Благой Вести. Ну правда, сами посмотрите: есть учитель (по сути, очередной Будда), есть его ученик-летописец, есть три любимых ученика (именно им доступны самые глубокие истины и практически таинства), есть произнесённые местными диалектами (казачий, ткачий, философский, гоповский с матерком и т.п.) притчи и проповеди, есть даже кое-какая жертва со стороны учителя с последующим возрождением мира. Но это если уж совсем закапываться. А вот обещанных мне советчиком параллелей с Мастером и Маргаритой я, подслеповатая, не разглядела - придётся перечитывать. Главный герой поэт, так что тут у меня не было шансов - очень многое бьёт наотмашь по самому больному. Но это хорошая боль, мотивирующие пощёчины. Одни замочные скважины ближе к концу чего стоили.Вообще, несмотря на общую грубость и постоянное \"обламывание\" всего высокого, книга полна прекрасных идей и ювелирно сформулированных мыслей. А может быть, они так ярки и точны именно благодаря контрасту с обстановкой и языком, в которых являются. Приходится постоянно выделять, кому-то отсылать с комментариями и возвращаться, чтобы переосмыслить. О реальности и нереальности (само собой), о творчестве, о красоте, о сути себя и мира. Отлично промывает мозги. Остаётся вопрос, что хлынет потом на свято место. Но тут уж всё в руках читателя.

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 25
22.09.2021 20:53
Шедевр постмодернизма, я тебя...

Шедевр постмодернизма, я тебя нашёл. После не самых «зашедших» мне последних произведений автора - наконец-то взял в руки этот фолиант анекдотичнофилософского трипа, в котором пропадаешь.Жгучая ирония, происходящая в двух мирах, которые постоянно переплетаются, образуя ту самую пустоту. Постоянные вкрапления философских мыслей, все это напоминает какую-то «Матрицу» в декорациях нашей родины. И ведь так я и думал, что Пелевин, как постмодернист, играет с культовым фильмом... пока не осознал, что Матрицы в момент написания и в помине не было)Спасибо Виктору, что продолжает удивлять, пускай и написанными давненько книгами. Максимально свежо, даже спустя годы)

Шедевр постмодернизма, я тебя нашёл. После не самых «зашедших» мне последних произведений автора - наконец-то взял в руки этот фолиант анекдотичнофилософского трипа, в котором пропадаешь.Жгучая ирония, происходящая в двух мирах, которые постоянно переплетаются, образуя ту самую пустоту. Постоянные вкрапления философских мыслей, все это напоминает какую-то «Матрицу» в декорациях нашей родины. И ведь так я и думал, что Пелевин, как постмодернист, играет с культовым фильмом... пока не осознал, что Матрицы в момент написания и в помине не было)Спасибо Виктору, что продолжает удивлять, пускай и написанными давненько книгами. Максимально свежо, даже спустя годы)

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 26
22.09.2021 20:53
Даже сейчас, когда много...

Даже сейчас, когда много уже доступно сюра и постмодерна, книга впечатляет. А уж каким срывом башни она являлась тогда, в 1996 году, и представить жутко. Такой густой и плотный замес из Гражданской войны, юмора, восточной философии, психоделики и ещё всего-всего, что перемешать его может только бетономешалка. А когда понимаешь, что весь этот микс - не просто бред сумасшедшего, а тонкое, мнгогранное и наполненное мыслью произведение, хочется уже просто сесть, смотреть в одну точку и ждать, пока голова хотя бы попробует его осмыслить. Будто сам Василий Иванович подошёл да воронёным маузером с размаху по голове тебе врезал.

Даже сейчас, когда много уже доступно сюра и постмодерна, книга впечатляет. А уж каким срывом башни она являлась тогда, в 1996 году, и представить жутко. Такой густой и плотный замес из Гражданской войны, юмора, восточной философии, психоделики и ещё всего-всего, что перемешать его может только бетономешалка. А когда понимаешь, что весь этот микс - не просто бред сумасшедшего, а тонкое, мнгогранное и наполненное мыслью произведение, хочется уже просто сесть, смотреть в одну точку и ждать, пока голова хотя бы попробует его осмыслить. Будто сам Василий Иванович подошёл да воронёным маузером с размаху по голове тебе врезал.

Короче говоря: живая классика современной литературы. Трудно советовать всем, потому что расслабится и отвлечься при прочтении не получится. Но, коли хочется размять мозг и вывести его за рамки обыденности - самое то!

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 27
22.09.2021 20:53
Такое ощущение, что В....

Такое ощущение, что В. Пелевин тебя берет в руки и пробивает головой стену. Пока ты висишь в горизонтальном положении, ты видишь, что происходит за стеной. А там Петр Пустота выступает в Табакерке. Потом тебя резко выхватывают и пробивают головой другую стену, а там уже Шварцнеггер. И так всю книгу. И уже тогда, когда я готова была полностью сформировать свое мнение - книга мне совсем не понравилась, я поняла...

Такое ощущение, что В. Пелевин тебя берет в руки и пробивает головой стену. Пока ты висишь в горизонтальном положении, ты видишь, что происходит за стеной. А там Петр Пустота выступает в Табакерке. Потом тебя резко выхватывают и пробивают головой другую стену, а там уже Шварцнеггер. И так всю книгу. И уже тогда, когда я готова была полностью сформировать свое мнение - книга мне совсем не понравилась, я поняла...

Я поняла, что ведь на самом деле, 90-е годы (именно то время, которое переживает Петр Пустота в \"наши дни\") - этот тот самый момент анархии, когда ты реально не понимаешь кто ты? А ты - пустота и ничего не значишь теперь. Твоя профессия? Забудь! Твой доход? До свидания. Одно из самых простых действий, это переместиться в другой исторический период. И быть Пустотой, которая делает вещи в нужное врем и в нужном месте и делает это правильно.

А еще мне показалось, что соседи П. Пустоты - это отражение населения, которое существовало в России в 90-е.

Просто Мария - люди с ума сходят по западу и Америке. Всем нам очень знакомо.

Сердюк - это то доверчивое население, которое будет верить в японцев, в МММ, в заговоренную воду и другой безумный бизнес, который в то время пёр как на дрожжах.

Володин - это наверное, самая знаменитая часть населения. Бандиты. Бандиты, которые пытаются заглянуть внутрь себя. Но книгу читать было невыносимо, как только стали вплетаться истории соседей по палате. Потом уже и разговоры Чапаева с Петром становилось все тяжелее и тяжелее.

Что это? - Стул - А что такое стул? - Мебель - А что такое мебель? - То, чем я пользуюсь. - А что такое ты?

Буддистские посылы меня не впечатлили, а разговоры, не расшевилили мои мысли.В общем читать сложно. Подумать есть над чем.

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 28
22.09.2021 20:53
Скажи мне что ты...

Скажи мне что ты понял из этой книги, и я скажу тебе кто ты

Скажи мне что ты понял из этой книги, и я скажу тебе кто ты

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 29
22.09.2021 20:53
Тот редкий случай, когда...

Тот редкий случай, когда зубодробительно сложно описать книгу, да потому как и сравнивать не с чем. Невероятно глубокое погружение в философию дзэн-буддизма, которым хочешь смаковать ещё и ещё.

Тот редкий случай, когда зубодробительно сложно описать книгу, да потому как и сравнивать не с чем. Невероятно глубокое погружение в философию дзэн-буддизма, которым хочешь смаковать ещё и ещё.

Труд достоин воспевания од лишь разнообразной сюжетной составляющей, живым и многогранным языком автора, чёткостью образов и одновременной избыточностью (в позитивных коннотациях, конечно же) глубинного смысла персонажей. Всего-то навсего, не так ли? А то, как автор умело (я бы сказал, виртуозно, поскольку именно в этом заключается весь шарм в его работе) сшил повествования в книге с одной из самых сложных для восприятия философских концепций, в некотором смысле, переворачивает картину восприятия литературы в принципе. Однозначно рекомендуется всем и вся, и не думал же я никогда, что когда-то так в современника влюблюсь.

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 30
22.09.2021 20:53
После головокружительного для меня...

После головокружительного для меня успеха \"Омон Ра\", я не мог не погрузиться в остальные романы Пелевина. Мой выбор пал на \"Чапаева и Пустоту\", потому как мнение людей по поводу неё сильно различалось.Что я могу сказать о романе? Наиточнейшее воплощение России в период 90х. Инфляция, бандитизм, бусидо, даосизм, Шварцнеггер, дурка, поэзия, потребительство, алкоголизм и анекдоты. Все это смешалось в ядреном коктейле понятий, терминов и абсурда.Эта книга - театр абсурда. Вот у нас Петька, он лежит в лечебнице, а вот он же с Чапаевом, Анькой и Котовским участвует в войне. Грани между настоящим и вымышленным нет, потому и весь мир ощущается сюрреалистично.По началу мне было больно читать то, как слова или учения трактуются неправильно, что повествование скачет излишне резко, а потом я понял, что в целом-то все в девяностых выглядело именно так. У людей не было понимания будущего, не было понимания прошлого, не было понимания настоящего. Народу впервые открылась возможность стать самими собой, вот только никто не мог ответить на вопрос \"Кто я\"?Поэтому, когда в романе возник японский бизнесмен Ода Нобунага с его \"Он\" и \"Гири\" или когда новые русские пытались заглянуть внутрь себя - я понял, что хотел до нас донести Пелевин.Роман хорош, но я не могу сказать, что он понравится каждому. Я понимаю, почему некоторые люди плевались в процессе чтения. Местами диалоги между героями были излишне затянуты и нудны, а, с помощью вольной трактовки терминов, Пелевен успешно занимается демагогией. Но я также не могу полностью отрицать вклад романа в культуру постсоветского пространства. Потому уверенное 3/5.Прощайте.

После головокружительного для меня успеха \"Омон Ра\", я не мог не погрузиться в остальные романы Пелевина. Мой выбор пал на \"Чапаева и Пустоту\", потому как мнение людей по поводу неё сильно различалось.Что я могу сказать о романе? Наиточнейшее воплощение России в период 90х. Инфляция, бандитизм, бусидо, даосизм, Шварцнеггер, дурка, поэзия, потребительство, алкоголизм и анекдоты. Все это смешалось в ядреном коктейле понятий, терминов и абсурда.Эта книга - театр абсурда. Вот у нас Петька, он лежит в лечебнице, а вот он же с Чапаевом, Анькой и Котовским участвует в войне. Грани между настоящим и вымышленным нет, потому и весь мир ощущается сюрреалистично.По началу мне было больно читать то, как слова или учения трактуются неправильно, что повествование скачет излишне резко, а потом я понял, что в целом-то все в девяностых выглядело именно так. У людей не было понимания будущего, не было понимания прошлого, не было понимания настоящего. Народу впервые открылась возможность стать самими собой, вот только никто не мог ответить на вопрос \"Кто я\"?Поэтому, когда в романе возник японский бизнесмен Ода Нобунага с его \"Он\" и \"Гири\" или когда новые русские пытались заглянуть внутрь себя - я понял, что хотел до нас донести Пелевин.Роман хорош, но я не могу сказать, что он понравится каждому. Я понимаю, почему некоторые люди плевались в процессе чтения. Местами диалоги между героями были излишне затянуты и нудны, а, с помощью вольной трактовки терминов, Пелевен успешно занимается демагогией. Но я также не могу полностью отрицать вклад романа в культуру постсоветского пространства. Потому уверенное 3/5.Прощайте.

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 31
22.09.2021 20:53
Анекдоты забавные. пару раз...

Анекдоты забавные. пару раз улыбнули! Суть я улавливала с трудом. Без рецензий и видео на ютубе...вообще абсолютно ничего не поняла бы. а так...философский смысловой потенциал у романа велик.

Анекдоты забавные. пару раз улыбнули! Суть я улавливала с трудом. Без рецензий и видео на ютубе...вообще абсолютно ничего не поняла бы. а так...философский смысловой потенциал у романа велик.

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 32
22.09.2021 20:53
Осторожно, могут быть спойлерыЭто...

Осторожно, могут быть спойлерыЭто было первое знакомство с Пелевиным, и прошло оно очень интересно и забавно. Воспринимал книгу в контексте специфики 1990-х и направления постмодернизма со всеми вытекающими последствиями (ирония, постоянные отсылки к массовой культуре и буддизму, умственная и философская игра с читателем).

Осторожно, могут быть спойлерыЭто было первое знакомство с Пелевиным, и прошло оно очень интересно и забавно. Воспринимал книгу в контексте специфики 1990-х и направления постмодернизма со всеми вытекающими последствиями (ирония, постоянные отсылки к массовой культуре и буддизму, умственная и философская игра с читателем).

Да, местами книга может напоминать бред наркомана, но лишь в той степени, насколько бредовыми были события и явления времён Гражданской войны и 1990-х в России, собственно это и есть две основные линии сюжета романа, которые объединены главным героем с говорящим именем - Пётр Пустота. Отмечу основные плюсы романа:

1) Удачный выбор двух исторических отрезков - Гражданская война и современность 1990-х годов. И там, и там слом имеющихся традиций, выход наружу доселе маргинальных идей и слоёв населения, тем не менее объединённых бездействием и бессилием интеллигенции, которую в ходе романа Пелевин достаточно тонко и при этом бескомпромиссно высмеивает (объяснение смысла \"тайной свободы\" было просто гениальным). В этом отношении герой Пустоты напомнил Венечку из другого известного постмодернистского произведения Москва-Петушки, с той разницей, что свои интеллект и эрудицию Пётр не топит в алкоголе.

2) Хорошая структура романа. Есть чётко существующие две линии времени, которые перемежаются с историями соседей Пустоты по палате. Они в свою очередь неплохо раскрывают события 1990-х годов (сходки и философские беседы братков, метафизические браки России с Западом и Востоком). Последний, на мой взгляд, вышел особенно удачным, смотреть за взаимодействием Сердюка и японца и встречу двух менталитетов было невероятно занимательно и забавно.

3) Очень интересное обыгрывание исторического фольклора времён Гражданской войны. Такое открытое высмеивание исторических и литературных образов (подчеркну, именно образов, а не реальных людей) Чапаева, Котовского и Анки-пулемётчицы было ещё в новинку. Опять же выбор именно этих персонажей в качестве героев также неслучаен. Их имена обросли таким количеством легенд, анекдотов и интерпретаций, что чем абсурднее они поданы, тем более реалистичными они кажутся. Эпизод с \"переправой\" через Урал стал настоящей вишенкой на торте. В целом, Чапаева и Пустоту можно считать настоящим портретом эпохи и одним из ярких образцов российского постмодернизма в литературе. В первую очередь - это яркая, интересная и увлекательная игра с литературными и историческими образами двух смутных, сложных и переходных эпох России, которая слегка приправлена матом и пошловатыми сценами, но в целом, они были к месту и служили для раскрытия героев (например, беседа бандитов за костром), где реальность была с её постоянными убийствами, воровством, необразованностью и подлостью заставляла обращаться к поискам вечного кайфа и дороги в заветную Внутреннюю Монголию.

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 33
22.09.2021 20:53
Этот роман, наверное, один...

Этот роман, наверное, один из самых необычных за весь мой читательский опыт. Поначалу я, конечно, была уверена, что Пётр Пустота в реальности просто болен, а мир, где он рассуждает с Чапаевым о пустоте ему лишь снится. Но потом я вспомнила цитату Пелевина о том, что это единственный роман в мировой литературе, всё действие которого происходит в абсолютной пустоте. И тут я поняла, читая роман где-то на середине, что логику нужно просто отключить. Хочу отметить, что Пелевин, хоть и в своеобразной форме, но очень хорошо и понятно изложил одну из основных концепций дзен-буддизма - Пустоты. Зная о биографии писателя не так много (что очевидно, ведь кто-то верит, что Пелевина не существует, потому что на публике он никогда не появлялся, и скрывается он даже в интернете), читая роман сразу видно, что автор глубоко заинтересовать восточной философией и запрещенными природными «веществами». Временами было сложно продираться через потоки сознания разных персонажей, которые, как мне казалось, иногда не несли никакой смысловой нагрузки. Отмечу, что диалоги мне очень понравились — как просто и понятно говорили персонажи о сложных для понимания философских вещах. Наверное, любой читатель поначалу ассоциировал себя с главным героем Петром Пустотой, который тоже не понимал, что вообще происходит. В романе очень много абсурда. Но у Пелевина этот абсурд со смыслом. Особенно меня озадачила и немного позабавила сцена с рысаками, когда Петр спросил Чапаева, где стоящая перед ними лошадь находится, а Чапаев ответил — так вот же, стоит перед нами.

Этот роман, наверное, один из самых необычных за весь мой читательский опыт. Поначалу я, конечно, была уверена, что Пётр Пустота в реальности просто болен, а мир, где он рассуждает с Чапаевым о пустоте ему лишь снится. Но потом я вспомнила цитату Пелевина о том, что это единственный роман в мировой литературе, всё действие которого происходит в абсолютной пустоте. И тут я поняла, читая роман где-то на середине, что логику нужно просто отключить. Хочу отметить, что Пелевин, хоть и в своеобразной форме, но очень хорошо и понятно изложил одну из основных концепций дзен-буддизма - Пустоты. Зная о биографии писателя не так много (что очевидно, ведь кто-то верит, что Пелевина не существует, потому что на публике он никогда не появлялся, и скрывается он даже в интернете), читая роман сразу видно, что автор глубоко заинтересовать восточной философией и запрещенными природными «веществами». Временами было сложно продираться через потоки сознания разных персонажей, которые, как мне казалось, иногда не несли никакой смысловой нагрузки. Отмечу, что диалоги мне очень понравились — как просто и понятно говорили персонажи о сложных для понимания философских вещах. Наверное, любой читатель поначалу ассоциировал себя с главным героем Петром Пустотой, который тоже не понимал, что вообще происходит. В романе очень много абсурда. Но у Пелевина этот абсурд со смыслом. Особенно меня озадачила и немного позабавила сцена с рысаками, когда Петр спросил Чапаева, где стоящая перед ними лошадь находится, а Чапаев ответил — так вот же, стоит перед нами.

Очень много цитат я выписала для себя из этого романа. О том, как Чапаева поразило звёздное небо под ногами и Иммануил Кант внутри нас, о том, что всё, что мы видим — находится лишь в нашем сознании, и что и мы нигде не находимся, и сознание наше тоже нигде не находится — всё в таком духе. Естественно, большинство таких изречений принадлежит Чапаеву — он ведь идейный центр романа, этакий «гуру пустоты». Но мне из всех персонажей в романе ближе всего оказался таксист, который появляется буквально на 1-2 страницах, и говорит Петру: «Делать вид, что сомневаешься в реальности мира, - самая малодушная форма ухода от этой самой реальности. Полное убожество, если хотите знать. Несмотря на свою кажущуюся абсурдность, жестокость и бессмысленность, этот мир всё же существует, не так ли? Существует со всеми проблемами, которые в нём есть?»

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 34
22.09.2021 20:53
Этот роман сразу попал...

Этот роман сразу попал в мой личный ТОП.Книга впечатляет количеством заложенных в него слоев и смыслов. Возможно, не всем придётся по душе нескрываемая пелевинская ирония, которой пронизаны все его тексты. Однако за этим всегда кроется серьезный философский подтекст. Просто писатель не хочет (или не может) говорить об этом по-другому.

Этот роман сразу попал в мой личный ТОП.Книга впечатляет количеством заложенных в него слоев и смыслов. Возможно, не всем придётся по душе нескрываемая пелевинская ирония, которой пронизаны все его тексты. Однако за этим всегда кроется серьезный философский подтекст. Просто писатель не хочет (или не может) говорить об этом по-другому.

По крайней мере, именно в \"Чапаеве\" я встретила, пожалуй, лучшее и доступное объяснение буддистской концепции Пустоты.Действие романа охватывает два периода – гражданскую войну в России и 90-е годы прошлого века. Главный герой \"болтается\" между этими двумя временными промежутками, в каждом из которых ему приходится быть двумя разными личностями. В 1919-м он поэт-диссидент, комиссар дивизии легендарного Чапаева Петр Пустота, а в 90-х он пациент психиатрической клиники.Впрочем, если подумать, то все мы немного петьки – живем в проявленном мире, работаем, встречаемся с людьми из плоти и крови. При этом пребываем в себе, в своем собственном иллюзорном мире, соприкасаемся с параллельными мирами других людей.И, может, твой начальник Василий Иванович в своей собственной вселенной не кто иной как просто Мария, уносимый Арнольдом Шварценеггером на холодном фюзеляже своего серебристого самолета.Действие романа круто замешано на духе девяностых, приправлено японской эстетикой, слившейся \"алхимическим браком\" с западным прагматизмом, в которую мастерски вплетен магический символизм и восточный дзен.В то же время, это своеобразная пародия на чопорный мир, в котором с очень серьезным видом провозглашаются такие абсурдные вещи, о которых невозможно читать без смеха. Хоть порой и сквозь слезы.С одной стороны, книгу не стоит воспринимать буквально. С другой – именно буквально её и нужно воспринимать (если получится). В любом случае, позвольте ей захватить вас в поток чапаевско-петькиного сознания или просто наслаждайтесь удивительной красотой текста и образов.Не удивляйтесь, если некоторое время после прочтения вы будете сомневаться в физической устойчивости нашего мира.

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 35
22.09.2021 20:53
Представьте, что вы сегодня...

Представьте, что вы сегодня засыпаете в одной стране, а наутро просыпаетесь в совершенно другой. За последние сто с небольшим лет русский народ испытал это на себе дважды.Других рецензий и обзоров на это произведение я не читал, поэтому выскажу то, в каком свете оно предстало мне. Это сложно устроенный постмодернистский роман, в котором Пелевин проводит прямые параллели между событиями Октябрьской революции и распадом СССР в девяностые годы. Притом сами события затронуты вскользь, предполагая, что читатель сам неплохо о них осведомлён, а на первый план выходит \"бытие\" современной им интеллигенции. Здесь Пелевин наследует, например, \"окаянным дням\" Бунина, демонстрируя полное бессилие бывшей интеллектуальной элиты перед стихийным народным движением быдла \"с пустыми скотскими глазами\". Простой вопрос выживания в стремительно меняющемся мире не оставляет большого выбора, либо примкнуть к тем, кто разрушает прежние устои общества, либо ссылка/иммиграция, которая восемьдесят лет спустя заменится на нищенское существование/сумашедший дом.В обоих случаях такое положение, по мнению Пелевина, определяется тем, что интеллигенция совершенно точно знает, как должно быть устроено государство, но не имеет внутреннего стрежня, определенной внутренней потенции, сознания собственного места и назначения в обществе, из чего происходят лишь пустые фантазии. Именно поэтому красные командиры вдруг начинают постигать восточную дзен-философию \"недеяния\", и говорящая фамилия Петьки Пустоты становится собирательным образом всех царских реформаторов, в один миг оказавшихся за бортом нового большевистского мира. Такими же показаны они и в новое время, ищущими ответы в стенах психиатрической больницы, под грибными трипами или тихо спивающиеся на кухнях, пока всем начинают заправлять вчерашние преступники/новые русские.Именно в таком мире быстрых социальных и политических перемен человек привыкший думать и размышлять не успевает сориентироваться, отдавая преимущество людям для которых мораль и благо общество всего лишь пустой звук. Именно в таком мире одной из главных форм эскапизма становится религиозная философия, эзотерические учения и мистика, широко представленные на страницах романа.Удачный сплав литературно-художественного стиля, важной для России проблематики и хорошей доли юмора - это то, что делает Пелевина одним из главных писателей современности, и роман \"Чапаев и Пустота\", на мой взгляд, яркое тому подтверждение.

Представьте, что вы сегодня засыпаете в одной стране, а наутро просыпаетесь в совершенно другой. За последние сто с небольшим лет русский народ испытал это на себе дважды.Других рецензий и обзоров на это произведение я не читал, поэтому выскажу то, в каком свете оно предстало мне. Это сложно устроенный постмодернистский роман, в котором Пелевин проводит прямые параллели между событиями Октябрьской революции и распадом СССР в девяностые годы. Притом сами события затронуты вскользь, предполагая, что читатель сам неплохо о них осведомлён, а на первый план выходит \"бытие\" современной им интеллигенции. Здесь Пелевин наследует, например, \"окаянным дням\" Бунина, демонстрируя полное бессилие бывшей интеллектуальной элиты перед стихийным народным движением быдла \"с пустыми скотскими глазами\". Простой вопрос выживания в стремительно меняющемся мире не оставляет большого выбора, либо примкнуть к тем, кто разрушает прежние устои общества, либо ссылка/иммиграция, которая восемьдесят лет спустя заменится на нищенское существование/сумашедший дом.В обоих случаях такое положение, по мнению Пелевина, определяется тем, что интеллигенция совершенно точно знает, как должно быть устроено государство, но не имеет внутреннего стрежня, определенной внутренней потенции, сознания собственного места и назначения в обществе, из чего происходят лишь пустые фантазии. Именно поэтому красные командиры вдруг начинают постигать восточную дзен-философию \"недеяния\", и говорящая фамилия Петьки Пустоты становится собирательным образом всех царских реформаторов, в один миг оказавшихся за бортом нового большевистского мира. Такими же показаны они и в новое время, ищущими ответы в стенах психиатрической больницы, под грибными трипами или тихо спивающиеся на кухнях, пока всем начинают заправлять вчерашние преступники/новые русские.Именно в таком мире быстрых социальных и политических перемен человек привыкший думать и размышлять не успевает сориентироваться, отдавая преимущество людям для которых мораль и благо общество всего лишь пустой звук. Именно в таком мире одной из главных форм эскапизма становится религиозная философия, эзотерические учения и мистика, широко представленные на страницах романа.Удачный сплав литературно-художественного стиля, важной для России проблематики и хорошей доли юмора - это то, что делает Пелевина одним из главных писателей современности, и роман \"Чапаев и Пустота\", на мой взгляд, яркое тому подтверждение.

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 36
22.09.2021 20:53
Чапаев и пустота Третий...

Чапаев и пустота

Чапаев и пустота

Третий роман Виктора Пелевина, написанный в 1996 году. Сам автор характеризует свою работу как \"первое произведение в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте\".

Ну, что же, давайте посмотрим

Виктор Пелевин - писатель, мистик, личность крайне неординарная, находящаяся за гранью понимания обычного typical Homo sapiens. Обожает передвигаться в солнечных очках.

Горячие цитаты:

«Красота - это совершеннейшая объективация воли на высшей ступени её познаваемости.»

«Мир, где мы живём- коллективная визуализация.»

«Ум- это лошадь, впряженная в колясницу тела.»

Россия, в сущности, тоже страна восходящего солнца- хотя бы потому, что оно над ней так ни разу по-настоящему и не взошло до конца.

Действие книги проходит в двух исторических эпохах одной великой страны- именуемой Россией. Улавливается явная параллель и общая схожесть состояний человеческой души в момент глобальных геополитических потрясений. Главный герой Петька живёт обрывками своего сознания в момент Октябрьской революции, и ведёт большевистское движение рука об руку с Чапаевым, Анной и Фурмановым. Время от времени его переносит в Россию 90-х годов, где он находится в психиатрической больнице и проходит курс лечения под чутким контролем врача Тимура Тимуровича. Петру крайне непонятна ситуация и он пытается всеми силами разобраться в себе и окружающих, чтобы определить какой из двух миров является настоящим, а какой - плодом воображения.

Книга потрясала мое сознание до такой степени, что я в какой-то момент усомнился в своем бытие и поверил в иллюзорность этого мира. Помогла бодренькая тренировка, давшая возможность вернуться и поверить в реальность своего существования.

Крайне советую всем, кто хочет познакомиться с великим русским и современным писателем, обладателем множества призов и грантов. Особенно актуальна книга для любителей вести философские беседы, сдающих ЕГЭ и поклонников цитаток.

Общая оценка 9/10Инстаграм

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 37
22.09.2021 20:53
Здесь не говорить, здесь...

Здесь не говорить, здесь читать нужно... О сложном и одновременно невероятно простом в переводе Малого, чтоб все пацаны прочесть смогли) Опасного, для того \"я\", которым Вы себя почему-то считаете... Всем, кто решиться - приятного чтения и удачи в поисках своего четвертого) Или хотя бы того \"нигде\", где можно проснуться....

Здесь не говорить, здесь читать нужно... О сложном и одновременно невероятно простом в переводе Малого, чтоб все пацаны прочесть смогли) Опасного, для того \"я\", которым Вы себя почему-то считаете... Всем, кто решиться - приятного чтения и удачи в поисках своего четвертого) Или хотя бы того \"нигде\", где можно проснуться....

22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 38
22.09.2021 20:53
Ну что, не так...

Ну что, не так страшен оказался Пелевин, как его малюют:) Удержаться от ржания, мысленных диалогов, и зачитывания цитат вслух удавалось редко, но все же, по крайней мере я надеюсь, что не обманываю себя, и тихий голос «чревовещателя» удалось расслышать. Очень печально, что писатели, как и все современные деятели искусства, часто вынуждены говорить жопой, чтобы быть услышанными.\"Боже мой, да разве это не то единственное, на что я всегда только и был способен – выстрелить в зеркальный шар этого фальшивого мира из авторучки?\"Если вы, как и я, до этого только слышали о Пелевине, но никогда не читали его книги, то вот вам совет№1 – попробуйте на начальном этапе отключить логику и просто нырните в нору текста за автором, как Алиса за белым кроликом. Конечно, долго вы не продержитесь – мне, по крайней мере, не удалось.\"Трудно передать, что я чувствовал. Происходящее было настолько неправдоподобным, что эта неправдоподобность уже не ощущалась; так бывает во сне, когда ум, брошенный в водоворот фантастических видений, подобно магниту притягивает какую-нибудь знакомую по дневному миру деталь и отдает ей все внимание, превращая самый запутанный кошмар в подобие ежедневной рутины.\"Мозг начал цепляться за знакомые и незнакомые имена, символы, но это, мне кажется, так и задумано – чтобы читатель не утонул в болоте, а прыгал с одной смысловой кочки-загадки до другой. Совет№2 – гуглите все имена (во-первых, узнаете много нового, во-вторых, станут более ясны многие моменты в книге, но не стоит воспринимать все буквально – это в первую очередь игра).«Мы все так привыкли узнавать те или иные фигуры по именам и с помощью имен следить за ходом событий, что нам кажется: есть имя — есть и фигура» – это цитата из другой книги, но которая очень подходит для понимания этой.Самый первый символ, за который зацепился мой взгляд – серебряная звезда: «В древние времена пентаграмма (пентакль) почиталась как символ жизни, представляя четыре стихии – Огонь, Земля, Воздух и Вода, объединенные с Духом, чтобы создать жизнь. (У Пелевина - \"Огонь! Вода! Эфир! Земля! Металл!\") Защитные свойства пентаграммы связаны с тем, что она представляет взаимосвязь начала и конца – ведь пятиконечную звезду можно нарисовать, не отрывая руки от бумаги. Начертание пятиконечной звезды – это своего рода цикл.»Собственно, дочитав до конца понимаешь, что именно это и происходит с Петром – он возвращается к исходной точке, пройдя испытания. Не трудно также заметить, что пациентов в психушке тоже 4 – правда, кто из них кто, я так и не смогла до конца понять. Моя версия: Мария – воздух, Сердюк – земля, Володин – металл, сам Петька видимо огонь (как носитель творческой искры). Чапаев - эфир-дух, пронизывающий все, связывающий воедино и дарующий жизнь. Погружения в видения каждого пациента – отдельное удовольствие. Мои любимые – Мария и Сердюк («алхимический брак» с западом и востоком) – первое очень смешно, а второе – моя любимая Япония.

Ну что, не так страшен оказался Пелевин, как его малюют:) Удержаться от ржания, мысленных диалогов, и зачитывания цитат вслух удавалось редко, но все же, по крайней мере я надеюсь, что не обманываю себя, и тихий голос «чревовещателя» удалось расслышать. Очень печально, что писатели, как и все современные деятели искусства, часто вынуждены говорить жопой, чтобы быть услышанными.\"Боже мой, да разве это не то единственное, на что я всегда только и был способен – выстрелить в зеркальный шар этого фальшивого мира из авторучки?\"Если вы, как и я, до этого только слышали о Пелевине, но никогда не читали его книги, то вот вам совет№1 – попробуйте на начальном этапе отключить логику и просто нырните в нору текста за автором, как Алиса за белым кроликом. Конечно, долго вы не продержитесь – мне, по крайней мере, не удалось.\"Трудно передать, что я чувствовал. Происходящее было настолько неправдоподобным, что эта неправдоподобность уже не ощущалась; так бывает во сне, когда ум, брошенный в водоворот фантастических видений, подобно магниту притягивает какую-нибудь знакомую по дневному миру деталь и отдает ей все внимание, превращая самый запутанный кошмар в подобие ежедневной рутины.\"Мозг начал цепляться за знакомые и незнакомые имена, символы, но это, мне кажется, так и задумано – чтобы читатель не утонул в болоте, а прыгал с одной смысловой кочки-загадки до другой. Совет№2 – гуглите все имена (во-первых, узнаете много нового, во-вторых, станут более ясны многие моменты в книге, но не стоит воспринимать все буквально – это в первую очередь игра).«Мы все так привыкли узнавать те или иные фигуры по именам и с помощью имен следить за ходом событий, что нам кажется: есть имя — есть и фигура» – это цитата из другой книги, но которая очень подходит для понимания этой.Самый первый символ, за который зацепился мой взгляд – серебряная звезда: «В древние времена пентаграмма (пентакль) почиталась как символ жизни, представляя четыре стихии – Огонь, Земля, Воздух и Вода, объединенные с Духом, чтобы создать жизнь. (У Пелевина - \"Огонь! Вода! Эфир! Земля! Металл!\") Защитные свойства пентаграммы связаны с тем, что она представляет взаимосвязь начала и конца – ведь пятиконечную звезду можно нарисовать, не отрывая руки от бумаги. Начертание пятиконечной звезды – это своего рода цикл.»Собственно, дочитав до конца понимаешь, что именно это и происходит с Петром – он возвращается к исходной точке, пройдя испытания. Не трудно также заметить, что пациентов в психушке тоже 4 – правда, кто из них кто, я так и не смогла до конца понять. Моя версия: Мария – воздух, Сердюк – земля, Володин – металл, сам Петька видимо огонь (как носитель творческой искры). Чапаев - эфир-дух, пронизывающий все, связывающий воедино и дарующий жизнь. Погружения в видения каждого пациента – отдельное удовольствие. Мои любимые – Мария и Сердюк («алхимический брак» с западом и востоком) – первое очень смешно, а второе – моя любимая Япония.

В книге мне почти все понравилось, но есть и жирная ложка дегтя. За всеми этими разговорами о духовности, пустоте и не деянии - почти полное отсутствие женских персонажей и отношение к женщинам ГГ Петра – все эти бесконечные «все бабы суккубы», любовь возможна только к придуманному образу, а после секса сразу умирает, красота лишь этикетка на пустой бутылке (даже не знаю, что хуже – идеализация или объективизация, когда женщина сводится только к куску плоти, куда можно слить сперму, хотя по сути это две стороны одной медали). Такие герои и в жизни, и в книгах вызывают лишь усталый вздох над своей убогостью. Как я поняла из разговоров и рецензий на книги Пелевина – это общий недостаток его книг. МГС поистине страшная вещь – уродует самых талантливых и умных людей.

В качестве резюме хочу привести одну цитату от пользователя сайта с корабликом: AntonioK - «Фирменная пелевинщина: местами заумно, местами желтовато, много рефлексии и всё это обмазано оккультизмом и обвалено в российских девяностых.» Лучше и не скажешь. Читать или нет вам? Решайте сами. Я провела небольшое исследование среди своих знакомых и выявила некоторую закономерность в положительном восприятии данной книги: 1) возраст – если вы застали 90-е, то многие вещи намного проще считываются; 2) любовь к рок-музыке – казалось бы, связи никакой нет, но тем не менее большая часть людей, которым книга понравилась, или играют сами, или просто сделали рок важной частью своей жизни; 3) читательский багаж – ну тут и так ясно, хотя в эпоху гугла все намного проще, чем было раньше (читай снова совет№2)

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Гость
Всего рецензий: 39
22.09.2021 20:53
Что ж, Пелевин в...

Что ж, Пелевин в очередной раз оказался на высоте со своим видом легкого психодэла, на этот раз приправленным \"палатой №6\" и большевиками:) Причем он очень доступно объясняет суть буддистских учений, один из самых центральных и самых при этом непонятных сущностей концепции - Пустоту, Не-я, за что ему отдельное спасибо. Во времена моего увлечения буддизмом и прочими восточными и мистическими учениями эта книга стала бы моей персональной Библией.

Что ж, Пелевин в очередной раз оказался на высоте со своим видом легкого психодэла, на этот раз приправленным \"палатой №6\" и большевиками:) Причем он очень доступно объясняет суть буддистских учений, один из самых центральных и самых при этом непонятных сущностей концепции - Пустоту, Не-я, за что ему отдельное спасибо. Во времена моего увлечения буддизмом и прочими восточными и мистическими учениями эта книга стала бы моей персональной Библией.

Книгу, как обычно, очень хочется растащить на цитаты на случаи важных переговоров:)

Однако же, так как этого самого буддизма было слишком много, а мне уже в моем возрасте данная концепция не так близка, как в 20 лет, я, скорее, склоняюсь к мнению таксиста из книги, с кем сталкивает Петра Пустоту сюжет в самом конце повествования:«Делать вид, что сомневаешься в реальности мира, - самая малодушная форма ухода от этой самой реальности. Полное убожество, если хотите знать. Несмотря на свою кажущуюся абсурдность, жестокость и бессмысленность, этот мир все же существует, не так ли? Существует со всеми проблемами, которые в нем есть?»Только вместо вопроса я бы поставила точку.

Так что в этот раз, как оказалось, трава не совсем моя, но определенно понравится разделяющим учение Будды Шакьямуни и прочим интересующимся (да и не интересующимся - Пелевин все так же хлестко владеет слогом и увлекательно закручивает сюжет).

Показать полностью...
22.09.2021 в 20:53
Показать все рецензии на эту книгу...

Комментарии и отзывы:

Комментарии и отзывы: